Для справедливости стоит отметить, что первым похожую систему сделал Google, она называется Local Guides, о них можно почитать в кейсе Google "Местные эксперты": повышение активности сообщества пользователей Google.Карты. Яндекс был в роли догоняющего. Уже было хорошо понятно, что мы хотим от пользователей и как это может выглядеть, но от этого геймификация сообщества пишущих отзывы не становится менее важной и интересной.
Люди могут просто оставлять отзывы, потому что им хочется поделиться или, наоборот, поругаться, не думая о том, что таким образом они превращаются в обзорщиков Яндекса и собирают для них bigdata. Пользователи развивают контент, который Яндекс потом показывает другим участникам. Однако, такой пользователь обычно оставляет мало отзывов, не делает это регулярно и не ощущает важности происходящего. Цель геймификации в таком случае — прокачать пользователей по виртуальным “профессиям” с получением уровней в зависимости от количества их отзывов и вклада.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Яндекс — транснациональная компания в отрасли информационных технологий, чьё головное юридическое лицо зарегистрировано в Нидерландах, владеющая одноимённой системой поиска в интернете, интернет-порталом и веб-службами в нескольких странах.
Когда Яндекс видит, что пользователь купил какой-то товар, посмотрел какой-то фильм или посетил какое-то место (это может определяться по IP адресу), он начинает предлагать поставить рейтинг. Таким образом собирается суммарный рейтинг места/сайта/фильма с отзывами тысячей пользователей и новым пользователям становится легче выбирать более качественные услуги, опираясь на мнение других людей.
Все отзывы пользователя собираются в его профиле, а для того, чтобы визуализировать вклад пользователя, введена обширная система достижений.
На сервисе пользователи могут развиваться в одном или нескольких направлениях
и др.
Чем больше отзывов и оценок пользователь оставит, тем выше будет его уровень в каждом направлении заданий.
Пользователь может оценить организации, фильмы, игры и др.,
За каждую поставленную оценку и отзыв, пользователю автоматически назначаются баллы:
При накоплении определенного количества баллов уровень пользователя на сервисе повышается. С каждым уровнем (для перехода на следующий) накопить баллов нужно всё больше.
В личном профиле пользователь может увидеть количество баллов, которые у него накопились, и на каком уровне он сейчас находится.
Когда полоса прогресса заполнится, пользователю будет присвоен следующий уровень.
Все достижения также поделены на тематические группы, например, общие, геймер, кинокритик и знаток города.
Каждое достижение (виртуальная награда) выдается за выполнение определенных действий, "заданий": за переход на следующий уровень, например, награда "Знаток города первого уровня", за определенное количество опубликованных оценок и отзывов к фильму/заведению/услуге и др.
Например, нужно опубликовать 20 отзывов на игры или написать 3 текстовых отзыва на магазины.
В достижении "Лайк" пользователь получает награду за оценку оставленных им отзывов. Например, "20 ваших отзывов получили три и более лайка".
Рейтинг влияет на позицию в выдаче отзыва: отзывы от проверенных авторов смогут увидеть больше людей. За отзывы в рубриках авторы получают виртуальные награды.
Чтобы на сервисах Яндекса присутствовали только полезные отзывы, Яндекс сформулировали правила их написания. Если отзыв не соответствует правилам, он может быть удален, а у пользователя будет снижен рейтинг. Пользователь может пожаловаться на любой отзыв, нарушающий правила. Все жалобы проверяются модераторами.
Также Яндекс даёт советы по оформлению контента, вот некоторые из них: