Оглавление “Книги кейсов”

Лабмедиа: геймификация в обучающем курсе для студентов магистратуры ЯрГУ на платформе BoxBattle

Комментарий эксперта

Перед нами достаточно редкий кейс, когда университет использовал внешнюю платформу геймификации для того, чтобы сделать обучение студентов более интересным. Стандартное вузовское онлайн-образование — это какая-то классическая LMS, где есть курсы (здесь они тоже есть) и какие-то тесты для закрепления знаний. Но, по большому счёту, у ВУЗов есть своя система проверки знаний и онлайн-тесты им не так уж важны. Очевидно, чем больше студент будет практиковаться отвечать на вопросы, отвечать на вопросы на время или соревноваться на время с другими учениками, тем лучше он усвоит материал. В противоположность классическому методу подготовки к экзаменам, когда студенты узнают и запоминают материалы за несколько дней до экзамена и потом благополучные его забывают. Обычно у ВУЗов нет геймификации в их онлайн-системах, потому что закупки происходят централизованно и качество проверки знаний явно не в приоритете, важнее цена, авторитет подрядчика и так далее. Зачастую, у вузов нет денег для того, чтобы оплачивать какие-то дополнительные сервисы, тем более в формате подписки и за каждого студента. Благодаря гранту благотворительного фонда удалось сделать этот кейс на платформе BoxBattle и превратить более-менее стандартные тесты по завершению модуля в викторины и дуэли с другими участниками. Надеюсь, что этот опыт получит продолжение и, хотя бы для закрепления навыков, студенты ВУЗов смогут использовать платформы геймификации. На платформах геймификации, по статистике, количество решённых вопросов и повторение материалов в разы больше, чем при стандартных тестах после видео-роликов, потому что самое важное там не прохождение теста, а победа над другими участницами. Это дает гораздо больше эмоций, чем формальная галочка о том, что студент сумел запомнить ключевые темы только что просмотренного ролика и подтвердил это в тесте. 

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Дуэли
Персональные соревнования на лучший результат
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Материальная награда
Награда в виде денег или ценностей, приобретаемых за реальные деньги
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний

Лабмедиа — компания, которая занимается разработкой электронных курсов для развития Soft Skills и Hard Skills сотрудников, и автоматизацией HR-процессов.  

ЯрГУ им. П.Г. Демидова (Ярославский государственный университет имени Павла Григорьевича Демидова) – государственное высшее учебное заведение Верхне-Волжского региона, находящееся в городе Ярославль. Основан в 1970 году. Считает себя приемником Ярославского государственного университета и Демидовского юридического лицея, основанного в 1803 году.

Проект реализован преподавателями ЯрГУ на грант фонда Владимира Потанина.

Задачи 

член команды проекта, соавтор курса, директор центра поддержки технологий и инноваций ЯрГУ, Елена Мазалецкая
«Мы решили реализовать курс с помощью дистанционных образовательных технологий, элементов геймификации и кейс-стади. Традиционные  тесты и задания будут преподнесены студентам в игровом ключе, что, безусловно, усилит вовлеченность участников в процесс обучения».
Лабмедиа: геймификация в обучающем курсе для студентов магистратуры ЯрГУ на платформе BoxBattle

Используемые механики

Дуэли
Персональные соревнования на лучший результат
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Материальная награда
Награда в виде денег или ценностей, приобретаемых за реальные деньги
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний

Решение 

ЯрГУ создали курс «Правовое обеспечение информационной безопасности в социальной и экономической сферах» для своих магистрантов на платформе BoxBattle (подробнее о платформе см. Платформа BoxBattle: разбор игровых механик), в котором процесс обучения построен через модули-квесты, а закрепление материала происходит в формате поединков. Самые активные студенты в конце курса получили подарки. Давайте рассмотрим, как это было подробнее. 

Подготовленные материалы курса представлены в виде пяти модулей-квестов, в ходе которых магистрантам предлагалось ознакомиться с видео-лекциями, записями вебинаров, подкастами с участием профильных специалистов и другими видами обучающего контента. 

Закрепление изученного объема происходило в формате поединков, где пользователям предлагалось продемонстрировать полученные знания, отвечая на вопросы пройденной темы в условиях ограниченного по времени баттла.

пример, как это выглядит квест на платформе

Поединки

Поединки на платформе построены как викторины, в которых ученики соревнуются с ботами или другими игроками. Для поединка можно выбрать режим с ботом, найти игрока в списке или поделиться с соперником ссылкой приглашением на дуэль. Одна игра занимает от 2 до 5 минут. За это время рассматриваются 10 вопросов. На аренах игроки сражаются друг с другом силой своих знаний: чем сложнее вопрос, тем сильнее удар по сопернику. Перед каждым поединком игрок может выбрать уровень сложности, всего их 3.

задания в рамках квеста
поединки: выбор сложности и пример вопроса

Верными ответами в тренировках игрок прокачивает характеристики — темы, к которым привязаны вопросы поединков. При большом проценте неверных ответов пользователю назначаются конкретные курсы, которые можно найти во вкладке «Для тебя».

руководитель проекта, доцент ЯрГУ, Снежана Симонова 
«Старт нового курса для меня особенно важен в свете того, что наш продукт инновационный по своему содержанию, насыщенный новыми формами занятий, которые мы не использовали ранее в учебном процессе, а также большим числом практик от лучших IT-компаний. Все это дает ощущение, что мы берем новую высоту в обучении наших магистрантов».

К моменту завершения курса создатели курса подготовили сувениры для самых активных и ответственных магистрантов. 

Отзывы магистрантов 

«Курс действительно можно назвать не только качественным инфопродуктом, но и новым форматом обучения для нашего факультета – удобным, интересным и познавательным, дающим возможность учиться в любое время, совмещая с работой, что очень важно для магистрантов. Игровой формат обучения – ключевое качество, нисколько не принижающее значение образовательного контента для студентов. По окончании курса даже не хотелось прекращать проходить модули!» – Денис Иванов
«Нельзя не отметить формат проведения данного курса, так как по большей части предметов дистанционные технологии вызывали трудности, а в данном курсе, наоборот, упрощали процесс работы, делали его более продуктивным и интересным. Было очень интересно решать кейсы на платформе BoxBattle, также было удобно смотреть видеолекции, подкасты стали для меня новым опытом!»Анна Суханова

Дуэли
Персональные соревнования на лучший результат
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Материальная награда
Награда в виде денег или ценностей, приобретаемых за реальные деньги
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний

Используемые механики

Дуэли
Персональные соревнования на лучший результат
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Материальная награда
Награда в виде денег или ценностей, приобретаемых за реальные деньги
Викторина
Соревнование пользователей для проверки знаний

Источники: labmedia.su, youtube.com

В продолжение темы: