Оглавление “Книги кейсов”

Я-школьник: Бортовой журнал космонавта для школьников Татарстана

Булат Габдрахманов, руководитель проектов и продуктов цифровизации.

«Чтобы проверить гиоптезы, мы пошли к школьникам, родителям и учителям и вовлекли более 500 человек на интервью, фокус-группы, воркшопы и usability-тестирования. Главное, что мы выяснили — школьники хотят свой мир в приложении, без учителей и родителей.

Например, мы проводили простые эксперименты в специальном чате в телеграме: создаем опросы, отправляем скрины, прототипы и получаем мгновенную реакцию. Также было несколько воркшопов, на которых ребята делились между собой на 6 групп и генерировали идеи, играли в ассоциативные игры, устраивали мозговые штурмы.

Некоторые школьники участвовали в прототипировании: они приходили к нам в офис и мы вместе рисовали первые макеты приложения, а потом показывали их другим школьникам и оценивали с точки зрения удобства. Конечно, мы могли и сами все нарисовать, но узнать как это видят сами школьники, было намного интереснее»

На фото Булат со школьниками в рамках одно из воркшопов обсуждают гипотезы, в рамках которых будет развиваться сервис.

Используемые механики

Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Ежедневные задания
Повторяемые задания, которые можно проходить каждый день
Напоминания
Триггеры, призывающие пользователя вернуться к прерванному действию
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Основатель студии «Gamification Now», эксперт по геймификации Илья Курылев
В основе приложения "Я-школьник" лежат простые, утилитарные функции «школьного дневника»: показать расписание, напомнить о домашнем задании, хранить оценки. С помощью игровых механик мы смогли выйти за рамки школьной рутины, сместили акцент с оценок и переместили фокус на «смысл учебы».
Геймификация позволила подчеркнуть развитие навыков, связь школьных предметов с интересами и увлечениями ребенка, помочь в рефлексии образовательных результатов и эмоций: как прошел школьный день, в чем школьник был крут, благодаря чему он этого добился.

О проекте

«Я-школьник» — это полноценный сервис для школьников Татарстана, созданный по инициативе Президента Татарстана Рустама Минниханова. Сервис помогает им учиться с интересом, служит поддержкой в процессе обучения и учит сосредотачиваться на важном.

В приложении школьники могут пользоваться электронным дневником, следить за своей успеваемостью и получать подсказки о том, на какие предметы нужно обратить особое внимание.

Интерфейс приложения «Я-школьник»

Проблема

В Татарстане есть портал edu.tatar.ru — на котором ведется электронный дневник, но это web-решение, которое не всегда удобно для школьников. Есть схожие мобильные приложения, но все — неофициальные и слабо функционирующие.

Интерфейс личного кабинета школьника на портале edu.tatar.ru

Команде разработчиков хотелось сделать качественное приложение с точки зрения UX-интерфейса и дизайна.

Цель

Создать полноценное приложение для школьников. «Я-школьник» должен не только помогать в учебе (запись домашнего задания, показ оценок, календарь мероприятий), но и проектировать новый пользовательский опыт для школьников. Стать своеобразным наставником для них: интересоваться настроением ребенка, его увлечениями, друзьями и тд.

Поэтому и сам процесс создания «Я-школьника» стал похож на игру, в которой команда разработчиков и школьники открывают новые участки приложения по мере его прохождения.

Решение

Первоначально были сформированы и выбраны три основные гипотезы о том, что может быть необходимо школьнику:

  1. Для того, чтобы получать информацию, школьникам нужен мобильный канал, а не веб-платформа;
  2. Информация по орг. моментам от классных учителей быстро забывается школьниками, необходимо напоминать;
  3. У школьников не хватает мотивации, чтобы заниматься чем-то полезным после уроков.
Я-школьник: Бортовой журнал космонавта для школьников Татарстана

Булат Габдрахманов, руководитель проектов и продуктов цифровизации.

«Чтобы проверить гиоптезы, мы пошли к школьникам, родителям и учителям и вовлекли более 500 человек на интервью, фокус-группы, воркшопы и usability-тестирования. Главное, что мы выяснили — школьники хотят свой мир в приложении, без учителей и родителей.

Например, мы проводили простые эксперименты в специальном чате в телеграме: создаем опросы, отправляем скрины, прототипы и получаем мгновенную реакцию. Также было несколько воркшопов, на которых ребята делились между собой на 6 групп и генерировали идеи, играли в ассоциативные игры, устраивали мозговые штурмы.

Некоторые школьники участвовали в прототипировании: они приходили к нам в офис и мы вместе рисовали первые макеты приложения, а потом показывали их другим школьникам и оценивали с точки зрения удобства. Конечно, мы могли и сами все нарисовать, но узнать как это видят сами школьники, было намного интереснее»

На фото Булат со школьниками в рамках одно из воркшопов обсуждают гипотезы, в рамках которых будет развиваться сервис.

Используемые механики

Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Ежедневные задания
Повторяемые задания, которые можно проходить каждый день
Напоминания
Триггеры, призывающие пользователя вернуться к прерванному действию
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы

Школьники предложили много интересных дополнений приложения "Я-школьник":

Игровые механики

Для тестирования гипотезы виртуального бота, который дает подсказки по дневнику, была выбрана космическая тема. Космос ассоциируется с движением вперед и достижением новых высот, достижение целей — как запуск ракеты.

С помощью интерактивного чат-бота "Разговор с космонавтом" удалось расспросить школьников о том, как проходит их обычный день в школе, про нагрузку и домашние задания, олимпиады и секции. Главным героем в разговоре выступал космонавт, который общался с ребятами каждую неделю на привычном для них языке. Большинство ответов были развернутые, школьники искренне делились тем, что их беспокоит и радует.

Какие механики в итоге были внедрены в приложение "Я-школьник" после теста гипотезы?

Бортовой журнал

По окончании дня школьники будут получать сводку о том, как прошел его учебный день, каких результатов он добился, где улучшилась успеваемость и за счет каких качеств это удалось сделать. Цель — показать наглядно прогресс от недели к недели, приучить к рефлексии над учебными результатами, тем самым объяснять реальный смысл обучения.

Система достижений

Есть дети, которые активно себя проявляют, участвуют в олимпиадах, но остаются незамеченными. Для таких детей важна некая система, чтобы она фиксировала их успехи, а на линейке или президентской елке они могли получить похвалу и подарки.

Основатель студии «Gamification Now», эксперт по геймификации Илья Курылев
«Когда мы делаем приложения для школьников —  подчеркну, полезные приложения, а не игры — нам нужно стараться не отвлекать их от учебных задач, не создавать искусственных поводов для соревнований, коллекционирования или персонализации своего аватара. Поэтому рейтинги и одежки для аватаров нам не подойдут. С точки зрения учебы они смысла не несут, а внимания привлекают много.

Нам нужны механики, которые помогут лучше понимать для чего они ходят в школу, ощущать свой прогресс, осознавать свои сильные и слабые стороны. Соответственно, нам подойдет: развитие навыков (это должны быть именно реальные навыки, такие как логическое мышление или креативность), прогресс-бары, показывающие что они уже прошли в рамках предмета, или учебного года, а также достижения. В данном случае достижения — это не просто красивые бейджики, а что-то, чем ребенок правда мог бы гордиться.

Игровые механики в приложении местами сливаются с современными приемами UI и UX. К разработке инструментов саморефлексии мы привлекаем психологов и педагогов, поэтому типичной геймификации вы там можете и не заметить. Но внимательный зритель увидит под капотом виртуальные награды, прокачку навыков и другие механики из ролевых игр. Возможно не прямо сейчас, но уже в ближайших версиях приложения»

Булат Габдрахманов, руководитель проектов и продуктов цифровизации.

«Чтобы проверить гиоптезы, мы пошли к школьникам, родителям и учителям и вовлекли более 500 человек на интервью, фокус-группы, воркшопы и usability-тестирования. Главное, что мы выяснили — школьники хотят свой мир в приложении, без учителей и родителей.

Например, мы проводили простые эксперименты в специальном чате в телеграме: создаем опросы, отправляем скрины, прототипы и получаем мгновенную реакцию. Также было несколько воркшопов, на которых ребята делились между собой на 6 групп и генерировали идеи, играли в ассоциативные игры, устраивали мозговые штурмы.

Некоторые школьники участвовали в прототипировании: они приходили к нам в офис и мы вместе рисовали первые макеты приложения, а потом показывали их другим школьникам и оценивали с точки зрения удобства. Конечно, мы могли и сами все нарисовать, но узнать как это видят сами школьники, было намного интереснее»

На фото Булат со школьниками в рамках одно из воркшопов обсуждают гипотезы, в рамках которых будет развиваться сервис.

Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Ежедневные задания
Повторяемые задания, которые можно проходить каждый день
Напоминания
Триггеры, призывающие пользователя вернуться к прерванному действию
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы

Результаты

В феврале 2021 года «Я – школьник» стал лауреатом шестого ежегодного конкурса лучших мобильных приложений Рунета «Золотое приложение». Платформа «Я – школьник», разработанная и запущенная цифровой командой Татарстана осенью прошлого года, взяла награды сразу в трех номинациях.

Главный цифровой помощник школьников республики Татарстан взял награды сразу в трех номинациях:

Сегодня приложением «Я – школьник» активно пользуются уже более 30 тысяч ребят. С его помощью они следят за своей успеваемостью и расписанием, планируют выполнение домашних заданий, получают важную информацию об уроках и т.д.

Булат Габдрахманов, руководитель проектов и продуктов цифровизации.

«Чтобы проверить гиоптезы, мы пошли к школьникам, родителям и учителям и вовлекли более 500 человек на интервью, фокус-группы, воркшопы и usability-тестирования. Главное, что мы выяснили — школьники хотят свой мир в приложении, без учителей и родителей.

Например, мы проводили простые эксперименты в специальном чате в телеграме: создаем опросы, отправляем скрины, прототипы и получаем мгновенную реакцию. Также было несколько воркшопов, на которых ребята делились между собой на 6 групп и генерировали идеи, играли в ассоциативные игры, устраивали мозговые штурмы.

Некоторые школьники участвовали в прототипировании: они приходили к нам в офис и мы вместе рисовали первые макеты приложения, а потом показывали их другим школьникам и оценивали с точки зрения удобства. Конечно, мы могли и сами все нарисовать, но узнать как это видят сами школьники, было намного интереснее»

На фото Булат со школьниками в рамках одно из воркшопов обсуждают гипотезы, в рамках которых будет развиваться сервис.

Используемые механики

Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Ежедневные задания
Повторяемые задания, которые можно проходить каждый день
Напоминания
Триггеры, призывающие пользователя вернуться к прерванному действию
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы

Вы нашли то, что искали?

Нам очень жаль...
Если мы чем-то можем помочь, напишите в этой форме, посмотрим что можно сделать.
Спасибо! ваша заявка отправлена
Упс! Что-то пошло не так
Напишите свой вопрос, мы ответим вам на почту или позже напишем статью на эту тему
Спасибо! Ваш вопрос отправлен. Ждите ответа на почту.
Упс! Что-то пошло не так

В продолжение темы:

Карта сайта