Оглавление “Книги кейсов”

Авито «Avito SafeRunner»: обучающая игра в Telegram на знание правил безопасного онлайн-шоппинга

Комментарий эксперта

Бывают такие проекты геймификации, когда сам проект неказистый и сделан совсем не так, как принято, но при этом работает хорошо, что подтверждается метриками и комментариями авторов. Перед нами аркадная мини-игра, где бежит персонаж, которому нужно уклоняться от препятствий и перепрыгивать разных врагов. Таких игр тысячи. Считается, что игрок в такой игре совершенно не должен включать мозг, но в данном кейсе на подобный геймплей наложен обучающий элемент, в игре рассказывается о разных видах мошенничества на Авито. Рассказ происходит завуалированно через персонажей врагов. При этом, игроку совершенно не важно, как зовут врагов, если это не сюжетная ролевая игра и, уж тем более, игрок не склонен читать подробное описание врагов. В данном проекте, именно в описании врагов, раскрыты риски мошенничества и там же описанные методы борьбы с эти мошенничеством. На мой взгляд, игровой жанр здесь конфликтует с задачами геймификации. Информация доносится явно не в самом оптимальном виде и совершенно ничего не меняет для игрока, такие окошки проще проскипать и играть дальше, чем вчитываться. При этом, сама игра сделана качественно в стиле пиксель-арта и вирусных инди-игр. Также интересен канал, через который эту игру доносили до читателей – это telegram-бот, который рекламировался через Telegram Ads. Но сама игра проходит не в боте, а открывается в отдельном окне, то есть, она могла с тем же успехом быть и на сайте Авито, и в мобильном приложении. Telegram Ads позволил добиться довольно внушительного охвата (23 млн пользователей). Конверсия в игроков была ожидаемо низкая, при таких охватах она не могла бы быть высокой. Но 59 тысяч игроков, которые полностью прошли все уровни – это тоже очень хороший показатель и это больше половины от всех игроков. Видно, что сама игра, для тех, кто в эту игру уже ввязался, была достаточно привлекательной. Для меня это неоднозначный кейс, есть множество кейсов, где игровые механики лучше вписаны в геймплей, взять хотя бы игру финансовой грамотности от открытия инвестиций (см. кейс Открытие Инвестиции «Космоквест»: онлайн-игра с уроками финансовой грамотности для детей), но даже так, нарушая все каноны, геймификация тоже работает.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру
Жизни или очки здоровья
Отображение попыток пользователя в виде жизней или очков здоровья
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь

Авито – российский интернет-сервис для размещения объявлений о товарах, недвижимости, вакансиях и резюме на рынке труда, а также услугах от частных лиц и компаний, продажи бытовой техники, электроники, одежды, занимающий первое место в мире среди классифайдов.

Посетить проект можно здесь.

Задачи

Основная задача игры: "интернет-площадки для покупки-продажи чего-нибудь нужного или не очень уже давно под прицелом мелких мошенников, которые не гнушаются заработать на обмане доверчивых людей. Такая практика невыгодна владельцам этих платформ, однако найти баланс между простотой покупки и её безопасностью подчас оказывается сложно. Тогда на смену ограничениям приходит идея цифровой грамотности. Зачем создавать барьеры, если можно научить людей отличать мошенников от честных продавцов? С этой целью ребята на Авито запустили игру в Telegram".
Руководитель маркетинга Авито Товары, Даниил Заболотный
"Мы постоянно экспериментируем с форматами. В этот раз выбрали легкий и прогрессивный способ, ведь геймификация таких важных тем – удобный способ увеличить знание о не всегда простых, но важных атрибутах бренда".

Директор департамента Trust&Safety Авито, Андрей Рыбинцев
"Мы разрабатываем различные инструменты для повышения защиты пользователей на платформе. Но недостаточно их просто внедрить, нужно объяснить, почему они важны, и как эффективно их использовать на практике. Игровая механика - отличный способ вовлечь в обучение людей разных возрастов и рассказать правила простым языком".
Авито «Avito SafeRunner»: обучающая игра в Telegram на знание правил безопасного онлайн-шоппинга

Используемые механики

Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру
Жизни или очки здоровья
Отображение попыток пользователя в виде жизней или очков здоровья
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь

Решение

Telegram-игра в метафорической форме рассказывает об опасностях, которые пользователь может встретить в интернете, и учит правильному поведению в спорных ситуациях. В игре пользователи встречают персонажей — Чатожуя, Агрозвона, Шлёпослова и других монстров, которые имитируют поведение злоумышленников в киберпространстве.

"Это похоже на обучение правилам дорожного движения. Недостаточно просто поставить светофоры и нанести на дороги разметку, важно научить людей переходить дорогу безопасно", – прокомментировал запуск игры директор департамента Trust&Safety Авито Андрей Рыбинцев.

По сюжету игры игроку нужно освободить местных жителей от гнёта пронырливого Агрозвона, терпеливого Бедождуна и других злодеев. Всех монстров можно победить с помощью знаний инструментов, которые делают пребывание в интернете безопасным: зашифрованного чата, механизма покупки «Авито Доставкой», защиты номера и других. Все это поможет справиться с мошенниками в реальной жизни.

Игроку нужно перепрыгивать через монстров, встречающихся ему на пути. Если игрок не успел перепрыгнуть, то он теряет жизнь. Всего у игрока будет две жизни и неограниченное количество раз пройти игру. После первой встречи с монстром игрок видит табличку с описанием монстра – ситуации мошенничества. Чуть позже игрок увидит табличку с решением – как обезопасить себя от монстра (мошенников в реальной жизни). Также по пути игроку встречаются кристаллы, которые нужно собирать (нужно собрать три) и можно найти жизнь (если одна уже была потеряна потеряна).

В начале игры игрок может выбрать героя, за которого будет играть.

После потери одной жизни игра продолжается, после потери двух – счет игры начинается сначала. Собранные кристаллы остаются и таблички с описанием уже пройденных монстров снова появляться не будут. После встречи со всеми монстрами (прочитав все ситуации мошенничества и их решения) игроку предлагается продолжить играть, чтобы занять выше место в рейтинге.

Монстры

Игроки, которые прошли игру до конца, получали промокод на бесплатную «Авито Доставку». Чтобы их получить, нужно было собрать все три кристалла, которые встретятся ему по пути (красный, голубой и фиолетовый). 

Рейтинг

Топ-10 формируется из счета времени, сколько игрок провел в игре, не потеряв все жизни.

Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру
Жизни или очки здоровья
Отображение попыток пользователя в виде жизней или очков здоровья
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь

Результат

Используемые механики

Рейтинг пользователей
Единая система сравнения успехов пользователей между собой
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Симуляция
Виртуальное воссоздание реального опыта с целью иллюстрации или виртуальной отработки навыка
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру
Жизни или очки здоровья
Отображение попыток пользователя в виде жизней или очков здоровья
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Sostav.ru

Источники: sostav.ru, kp.ru, oreltimes.ru

В продолжение темы: