Оглавление “Книги кейсов”

Большой Agile в Альфа-банке: повышение вовлеченности сотрудников в стратегию банка

Комментарий эксперта

Перед вами результат большой работы. С Альфа-банком Казахстана я работал несколько месяцев, начиная с исследования проблемы и поиска подходов и заканчивая дизайном, который взяли на себя мои партнеры - Raketa Design.

Перед разработкой концепции я провел для команды заказчика большой двухдневный интенсив. Сотрудники смогли погрузиться в процессы геймификации, настроились на общую волну и могли поделиться своими идеями. Я предпочитаю не навязывать решение, даже если оно мне кажется правильным, а предлагаю прийти к нужному решению вместе с командой заказчика, рассматривая и их наработки, и мои предложения, основанные на опыте, как гипотезы. Только практика, эксперимент и контакт с аудиторией помогает нам понять, какая гипотеза лучше.

В результате получился комплексный проект, который ниже и описан в кейсе. Выражаю большую большую благодарность команде дизайнеров Raketa Design и всем коллегам из Альфа-банка Казахстан.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Достижения

Помимо «материальных» наград мы использовали и нематериальные - достижения. Достижениями мы считаем то, чем команда хотела бы гордиться, то, что будут видеть и другие. Достижения - способ поделиться своими успехами.


Используемые механики

Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды

О компании

Альфа-Банк Казахстан первый российский банк, представленный в Казахстане.

Задача

Одна из сложностей, с которой столкнулись банки в настоящее время — большое количество бумажной работы. Альфа-банк Казахстана поставил перед собой важную цель — улучшить процессы автоматизации и стать лучшим цифровым банком. Ежедневно сотрудники банка работают над улучшением продукта, у них большая нагрузка, однако, чтобы достичь цели Альфа-банка необходимо увеличивать количество решаемых задач. Вот почему руководство банка стало искать инструмент, благодаря которому работники банка увидели, что их инициативы замечают, отмечают и вознаграждают. Так и появилась концепция Большой Agile.

Решение

Разработкой продуктов Альфа-банка занимаются Agile-команды, которые работают по следующим принципам:

Именно поэтому в основу идеи игры «Большой Agile» легла стилизованная большая канбан-доска с задачами, которые делятся на более маленькие конкретные и достижимые задачи.

Задача игры Большой Agile при помощи геймификации вовлечь сотрудников Альфа-Банка в соревновательный процесс для реализации внутренних проектов, повысить уровень автоматизации и стать лучшим цифровым банком в Республике Казахстан.

Сотрудники банка объединяются в команды, работают над собственными проектами, помогают другим и получают за это звёзды. Команду, собравшую больше всех звезд, отправят в незабываемый отпуск в теплую страну, а остальные участники смогут выбрать себе ценные призы в магазине.

Студия Gamification Now! совместно с дизайнерами Raketa Design разработали проект внутреннего портала, доступный работникам банка по персональным приглашениям. Представленный на скриншотах ниже контент является вымышленным, так как реальные данные игры являются конфиденциальной информацией.

Правила игры

По персональному приглашению сотрудник заходит на внутренний портал Альфа-банка, где может создать проект для решения текущих задач и набрать команду для его реализации. 

На большой канбан-доске все участники игры видят статус задач и проектов каждой команды: «в очереди», «в разработке», «запущен пилот», «запущен на весь банк».

Прототип интерфейса

Поиск вакансии

Если команде необходима временная помощь, на доске можно оперативно разместить вакансию и указать награду в звездах. Привлеченный сотрудник и команде поможет,  и заработает звезды, которые потом сможет обменять на реальные подарки в магазине.

Звезды

Звезды - кровеносная система игры, и пользователи зарабатывают звезды за успехи, за то, что завершают проекты вовремя, достигают показателей.

Команды могут получить и бонусные звезды в конце года, если выполнены следующие условия:

Реестр команд

Во вкладке «команды» на внутреннем портале можно посмотреть реестр команд: кто над какими задачами трудится, сколько проектов уже реализовано. Таким образом, каждый сотрудник видит, где стоит ускориться, больше потрудиться, чтобы выполнить в срок задачи банка, заработать больше звезд и, конечно, обойти команду соперников.


Большой Agile в Альфа-банке: повышение вовлеченности сотрудников в стратегию банка

Достижения

Помимо «материальных» наград мы использовали и нематериальные - достижения. Достижениями мы считаем то, чем команда хотела бы гордиться, то, что будут видеть и другие. Достижения - способ поделиться своими успехами.


Используемые механики

Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды

Призы 

В конце года, после подведения итогов, команду, набравшую больше всех звезд, ждет главный приз — незабываемый отпуск в теплую страну, а другие участники могут обменять свои звезды на товары в онлайн-магазине.

Результаты

Международное деловое издание Asiamoney в январе 2020 года признало АО ДБ «Альфа-Банк» лучшим цифровым банком в Казахстане.

Банк ежедневно работает над тем, чтобы улучшить процессы автоматизации, создать полностью удаленное и моментальное обслуживание, при котором клиентам не нужно будет ходить в отделения. Уже сейчас около 95% операций для юридических лиц и ИП проводятся в цифровых каналах.

Достижения

Помимо «материальных» наград мы использовали и нематериальные - достижения. Достижениями мы считаем то, чем команда хотела бы гордиться, то, что будут видеть и другие. Достижения - способ поделиться своими успехами.


Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды

Достижения

Помимо «материальных» наград мы использовали и нематериальные - достижения. Достижениями мы считаем то, чем команда хотела бы гордиться, то, что будут видеть и другие. Достижения - способ поделиться своими успехами.


Используемые механики

Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды

Источник: Raketa Design

В продолжение темы: