Оглавление “Книги кейсов”

Яндекс.Драйв: профиль вождения, как способ влиять на безопасность вождения

Комментарий эксперта

Иногда в проекте может быть только одна игровая механика или один виджет, который решает основную задачу.  На примере Яндекс.Драйв можно познакомиться с тем, как проект с одной стороны в реальном времени может давать очень ясную обратную связь пользователю, влияя таким образом на его дальнейшее поведение. С другой стороны, не попытаться вовлечь пользователя в какую-то длинную “игру”, не накручивать какие-нибудь прогресс-бары, баллы и так далее. В основе каждого виджета обратной связи лежат баллы (в данном случае они даются за рискованное вождение). Пользователь не обязан их видеть, он видит сразу итог. 

Для того, чтобы пользователь лучше понимал, что нужно делать, под каждым статусом, в котором он находится или хочет находиться, кратко написано, что это значит и что поменяется. При желании он может почитать подробное описание критериев того или иного статуса. Очень простой и лаконичный пример, который легко внедрить, он отражает важную для пользователя информацию и является геймификацией. Вы можете спросить, где? А я скажу, что всё-таки так или иначе в каждом приложении каршеринга есть возможность блокировки или статус “всё хорошо”, но совсем не каждое приложение так наглядно объясняет пользователю, где он сейчас, куда он может попасть и что для этого нужно сделать. 

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Виджет обратной связи
Наглядное интерактивное отображение обратной связи для пользователя
Cashback
Использование в качестве мотивации кешбека на потраченные пользователем деньги

Яндекс.Драйв — российский сервис каршеринга. По данным издания «Туршеринг» на январь 2021 год, автопарк «Яндекс. Драйва» составляет более 16000 машин, что делает его самым большим в мире.

Яндекс — транснациональная компания в отрасли информационных технологий, владеющая одноимённой системой поиска в интернете, интернет-порталом и веб-службами в нескольких странах.

Задача

Влиять на безопасность вождения: привить пользователям правила безопасного вождения, обучить их культуре вождения

Яндекс.Драйв: профиль вождения, как способ влиять на безопасность вождения

Используемые механики

Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Виджет обратной связи
Наглядное интерактивное отображение обратной связи для пользователя
Cashback
Использование в качестве мотивации кешбека на потраченные пользователем деньги

Решение

Яндекс.Драйв стал присваивать статус каждому водители в зависимости от его культуры вождения. За отличное вождение самые аккуратные клиенты получают бонусы: кэшбек до 10% баллами «Плюса», которые можно использовать на покупки в других сервисах Яндекса. За агрессивное вождение пользователь может получить бан (невозможность ездить на Яндекс.Драйв некоторое время) и повышение стоимости дальнейших поездок.  

Функция описывается разработчиками так: Профиль вождения — это визуальная шкала в приложении, которая меняет цвет и статус, если у водителя появляются неаккуратные поездки, и наоборот, когда манера вождения становится лучше. Алгоритм анализирует последние 200 км поездок (или столько, сколько водитель успел проехать) и несколько ключевых факторов: резкость вождения (резкие торможение и старт, "игру в шашечки", крутые входы в повороты) и превышения скорости. Теперь все случаи, когда у водителя были нарушения, будут отмечены в истории поездок».

Функция «Профиль вождения» изучает манеру езды автомобилиста в течение последних 200 км. Данные о стиле вождения поставляет телематическое оборудование, установленное на автомобили каршеринга. Анализируя полученные данные о манере езды каждого автомобилиста, алгоритм формирует его рейтинг в диапазоне от 1 до 100: чем аккуратнее ездит водитель, тем рейтинг у него выше.

Функция имеет ряд статусов в зависимости от рейтинга и комментарии к ним (мотивирующие, с похвалами и “направляющие” к культурному, безопасному вождению)

К каждому статусу также Яндекс.Драйв указал правила, что нужно делать для повышения статуса и какие действия грозят его понижением. 

Предыдущая версия статусов и правил выглядела так:

Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Виджет обратной связи
Наглядное интерактивное отображение обратной связи для пользователя
Cashback
Использование в качестве мотивации кешбека на потраченные пользователем деньги

Результат

По данным аналитиков Яндекс.Драйва, с момента запуска новой функции (за год) «Профиль вождения» пользователи каршеринга на 49% стали реже резко ускоряться и допускать на 28% меньше резких торможений. Число резких поворотов снизилось на 29%, а агрессивных перестроений — на 31%. В целом примерно 90% пользователей данного сервиса выбирают плавный и аккуратный стиль вождения.

Используемые механики

Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Виджет обратной связи
Наглядное интерактивное отображение обратной связи для пользователя
Cashback
Использование в качестве мотивации кешбека на потраченные пользователем деньги

Источники: tarantas.news, ixbt

В продолжение темы: