Оглавление “Книги кейсов”

Нетология: как с помощью игровых механик визуализировать прогресс и мотивировать студентов

Комментарий эксперта

Чаще всего геймификация, пожалуй, используется именно в сфере онлайн-обучения. Пользователям всегда полезно ощущать свой прогресс, как в плане продвижения по программе, так и относительно других учеников, связывая то, что другие делают с их целями. Вместо простого доступа к текстовым или видео материалам, мы даём пользователю пошаговые инструкции, списки, иногда еще и некоторый интерактив, через который пользователь сам решает с чего он хочет начать. Исходя из этого достаточно странно, что такие крупные порталы с обучающим курсами, как Нетология, не так уж часто используют геймификацию и их контент, скорее, воспринимается, как онлайн-книга или онлайн-школа, где уроки чередуются с заданиями. Но всё-таки несколько игровых механик в Нетологии нам удалось найти. Во-первых, это Компас развития, когда весь опыт пользователя от постановки целей до фактического трудоустройства представляется в виде квеста с простыми заданиями, которые не так уж и просто выполнить. То, что кажется простым на бумаге в жизни, конечно, может быть сложнее. Во-вторых, Нетология использует довольно популярный способ подчёркивать успех их учеников через слепой рейтинг, когда мы не видим других пользователей. Мы никого не обижаем, показывая, что он хуже, чем кто-то другой, но при этом выводим некоторую статистику – тот самый слепой рейтинг, по которому пользователь видит, что он явно принадлежит к лучшим, а не к худшим, например, по его активности. В-третьих, конечно, почти никто сейчас не обходится без привычных всем достижений. Все успехи пользователя можно сохранить в его профиль, чтобы он видел прогресс не только в рамках курса, но и по каким-то отдельным дисциплинам, например, по получению зачетов, по просмотру вебинаров, которые не являются обязательной частью учебной программы и тд. 

В целом, эта геймификация достаточно стандартная и с точки зрения дизайна тоже нарисована не особо примечательно, но стоит отметить, что она есть и помогает пользователям лучше видеть свой прогресс и свои достижения.  

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Постановка цели
Помогаем пользователю сформулировать для себя цель и визуализируем прогресс достижения этой цели
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели

Нетология — российская компания и образовательная онлайн-платформа. Одна из ведущих российских компаний онлайн-образования. Входит в IT-холдинг TalentTech, объединяющий компании по трём направлениям: EdTech, HRTech и Freelance.

Задачи 

Нетология: как с помощью игровых механик визуализировать прогресс и мотивировать студентов

Используемые механики

Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Постановка цели
Помогаем пользователю сформулировать для себя цель и визуализируем прогресс достижения этой цели
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели

Решение 

Нетология разработала ряд мотивирующих механик для своих учеников. В кейсе мы рассмотрим такие механики как постановка цели ("Компас развития"), визуализация прогресса ("Облако знания", слепой рейтинг, статистика обучения), виртуальные награды и достижения ученика. 

«Компас развития»

Страница «Компас развития» предлагает студентам выбрать свои цели на обучение и описать свою мечту. При первом входе на страницу пользователь проходит онбординг, где он задает свою основную цель обучения, уточняет ее и выбирает программу обучения, к которой эта цель и относится (см. ниже). После завершения онбординга для пользователя создается его личная «карта цели» с шагами выполнения.

Цели обучения

На данных момент система предлагает на выбор 4 варианта целей:

Уточнения к цели

После выбора цели ученику предлагается уточнить её, например, уточнения для цели повышения проф компетенций выглядят так:

Мечта

"За каждой целью стоит мечта. Кто-то хочет стать программистом, чтобы не выходить из дома, а кто-то – чтобы больше путешествовать. А о чем мечтаете вы? "– так Нетология предлагает помечтать и записать свою мечту. 

Карта цели

После выбора цели и её уточнения для ученика формируется поэтапный план ее достижения – карта цели. Пользователю нужно выполнять действия из карты цели и отмечать галочками выполненные пункты. Выполняя первый шаг пользователь переходит к следующим шагам и движется к обозначенной цели. При этом последующие шаги не заблокированы, ученик может выполнять задания из любого шага в той последовательности, как ему нравится. Конечно, карта выстроена с учетом логики освоения материала и рекомендуется проходить её поэтапно. 

На каждом этапе ученику предложено несколько заданий, например:

Прогресс обучения

Прогресс обучения на платформе отображен различными баннерами и шкалами прогресса.

Шкала прогресса

В разделе "Мои программы" обучения отображается полоса прогресса по каждому из курсов.

Облако знаний

Облако знаний – это статистика ученика, отображающая кол-во часов, вложенных в развитие, количество часов практики и количество часов теории. 

Ученик может видеть как свое облако развития, так и облака друзей, переходя на их профиль.

Слепой рейтинг

Например, после прохождения теста/обучения игрок видит баннер со "слепым рейтингом", где сказано, что ученик делает отличные успехи и входит в 15% самых активных студентов Нетологии.

"Слепой рейтинг"

Достижения

Достижения – это награды, которые отражают успехи ученика в освоении курсов. Награды Нетология дает активным студентам за выполнение конкретных заданий.

Виды достижений

У каждого достижения есть звезды, их количество обозначает уровень достижения ученика. Полученный уровень закрашен зеленым. Активности считаются по всем курсам начиная с 1 января 2022 года. Чтобы посмотреть подробные условия получения достижения нужно кликнуть на его иконку. 

Как получить достижение

Известная личность, 1 уровень

Бессменный наблюдатель, 3 уровня

Внимательный созерцатель - 6 уровней

Стремительный решатель, 3 уровня

Уверенный отличник, 6 уровней

Азартный чтец, 6 уровней

Тщательный оценщик, 6 уровней

Гордый выпускник, 3 уровня

Полученные достижения отображаются в профиле цветными, не полученные – остаются серыми.

Достижения друзей

Достижения друзей мотивируют учиться и сохранять свой прогресс, сравнивая себя и соревнуясь с другом.

Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Постановка цели
Помогаем пользователю сформулировать для себя цель и визуализируем прогресс достижения этой цели
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели

Используемые механики

Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Постановка цели
Помогаем пользователю сформулировать для себя цель и визуализируем прогресс достижения этой цели
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели

Источники: netology.ru/profilenetology.ru

В продолжение темы: