Оглавление “Книги кейсов”

Meditopia: обзор мотивационных инструментов для развития осознанности в приложении для медитаций

Комментарий эксперта

В приложениях, связанных с регулярными практиками, геймификация обычно отвечает за визуализацию прогресса и за “подгоняние” пользователя делать вовремя, делать чаще, добиваться некоторого результата и поддерживать свой навык на высоком уровне. Те же самые задачи решает приложение «Meditopia», герой данного кейса. 

Но вот, что кажется мне странным: сама тема медитации не очень соотносится с «гиперопекой» пользователя, когда его нужно подгонять, когда нужно включать эффект FOMO, то есть порождать страх пропустить что-то или потерять свой прогресс. С точки зрения задач, которую решает медитация, мне кажется, в данном случае мы добиваемся обратного эффекта и делаем пользователя более тревожным, что, возможно, это же заставит его регулярнее запускать приложение и делать все нужные практики. Когда подобный подход применяется для регулярной тренировки или микро-обучения языкам, (см. кейс Duolingo: геймификация в изучении иностранных языков), тогда это, вполне, обоснованно. В какой-то мере, пользователь сам себя заставляет заниматься более регулярно и не забрасывать. Медитация – это действие сугубо добровольное, и обрести внутренний покой из-под палки, на мой взгляд, нельзя. 

Итого получается, что перед нами редкий кейс, когда сами игровые механики, скорее, противоречат истинным целям, скажем так, противоречат пользе, которую приложение дает, но, возможно, при этом улучшают его продуктовые метрики. На мой взгляд, есть более тонкие игровые механики, которые здесь можно было бы применять и не сводить все к трекингу регулярных посещений с потерей прогресса. Смешнее выглядит показатель осознанности, который рассчитывается по регулярности заходов и количеству минут, проведенных в медитации в неделю. На мой взгляд, это скорее профанация осознанности, хотя, вполне, верю, что таким образом создатели приложения эффективно добиваются своих собственных целей повышения вовлеченности и удержания пользователей.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Страх потери (FOMO)
Страх пользователя упустить потенциальную выгоду или лишиться возможности
Карточки
Представление сущностей, с которыми оперирует пользователь в виде карточек, виртуальных объектов
Потеря прогресса
Мягкий вид наказания пользователя за нарушение "правил игры"
Челленджи
Персональный вызов на достижение конкретного результата
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Обратная связь
Получение осмысленной обратной связи на свои действия и решения
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели

Meditopia – приложение для медитаций, развития осознанности и поддержки психологического здоровья. Сервис помимо индивидуальных акаунтов также имеет и корпоративную версию для сотрудников компании, подключившей сервис.

Задачи

Meditopia: обзор мотивационных инструментов для развития осознанности в приложении для медитаций

Используемые механики

Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Страх потери (FOMO)
Страх пользователя упустить потенциальную выгоду или лишиться возможности
Карточки
Представление сущностей, с которыми оперирует пользователь в виде карточек, виртуальных объектов
Потеря прогресса
Мягкий вид наказания пользователя за нарушение "правил игры"
Челленджи
Персональный вызов на достижение конкретного результата
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Обратная связь
Получение осмысленной обратной связи на свои действия и решения
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели

Решение

Meditopia в своем приложении, для поднятия вовлеченности и мотивации пользователей разработали ряд мотивационных инструментов. Например, пользователь видит свой уровень осознанности и его изменения, получает в награду значки за регулярные определенные действия в приложении. Также он видит мотивирующие и вдохновляющие цитаты и фразы, может участвовать в челленджах (вызовах) с самим собой и с друзьями, по ежедневным медитациям.

Уровень осознанности

По мнению авторов проекта, "Уровень осознанности" – это умная шкала, которая показывает эмоциональную и ментальную устойчивость пользователя. Такая шкала помогает ориентироваться на пути осознанности.

При регулярных медитациях пользователь видит, как его шкала растет или остается стабильной на высоких показателях. И также пользователь визуально видит, как его уровень осознанности падает, если он пропускает медитации или забрасывает их совсем. Создатели проекта рекомендуют придерживаться отметки в 75 и выше.

Ежедневная медитация

Ежедневная медитация выходит каждый день новая и она нигде не сохраняется, только если пользователь не зашел и не скачать ее специально. Так пользователь вынужден заходить в приложении и все же выполнить медитацию, или приложить усилия для ее сохранения, чтобы сделать позже, что также увеличивает вероятность того, что медитация будет сделана, а не забыта. 

После каждой (любой) медитации пользователь видит, сколько человек сейчас тоже медитировали. Также и вне медитаций внизу приложения/сайта видно такую статистику. Эти цифры говорят пользователю о том, что другие занимаются, не бросают и как бы подбадривают продолжить заниматься.

Челленджи

Челлендж заключается в ежедневном прохождение практик. В челлендже можно принять участие самостоятельно или вместе с друзьями. Для этого после медитации необходимо нажать на кнопку "участвую" в предложенном челлендже и пройти ежедневно без перерывов указанное количество в челлендже дней. Некоторые челленджи разработаны так, что они доступными в любое время и к ним можно присоединиться в любой момент времени. Помимо них каждый месяц выпускается один новый челлендж на различные темы. Такой челлендж доступен только в течение месяца. Пользователи могут видеть свой прогресс в челлендже и также увидеть, сколько людей участвуют в испытании вместе с ними.
Цели в челленджах открываются последовательно, когда предыдущая (более легкая) цель завершена, открывается следующая, более сложная. Чтобы завершить челлендж, пользователь должен выполнять по одной медитации каждый день. Если он пропустит хотя бы один день, челлендж начнется с самого начала.

Значки

В проекте есть ряд виртуальных значков (достижений), которые пользователь получает за выполнение определенных целевых действий, например, за 3, 10 или 50 проведенных медитаций, или за приглашение друзей в сервис. Так сервис мотивирует пользователя медитировать и пробовать все возможности проекта.

Примеры значков

Визуализация прогресса

Через количество освоенных практик, визуальные шкалы и проценты видно, что путь начат и сколько еще осталось до полного освоения выбранной темы.

В своем профиле пользователь видит свой путь медитаций, какие темы он изучал, в каком формате и какой путь проделал. Также он видит и количество дней проведенных с медитацией, и общее количество часов единения с собой, и количество сеансов на наглядной визуальной статистике.

После каждой медитации пользователь может выбрать текстом или смайликом свое состояние и описать для себя его в заметках. По желанию он может может ответить еще и на предложенные для саморефлексии вопросы.

слева: мобильная версия, справа: веб. версия

Также в приложении ежедневно обновляются мотивационные цитаты, которые отображаются в специальных карточках. Например, "Вы можете не знать, всех ответов на свои внутренние вопросы в данный момент времени". Как правило, людям интересно прочитать предсказания, описания о себе и похожие "знаменательные" цитаты, которые вдохновляют и рождают инсайты. А когда это помогает и работает, за этими карточками хочется возвращаться ежедневно.

Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Страх потери (FOMO)
Страх пользователя упустить потенциальную выгоду или лишиться возможности
Карточки
Представление сущностей, с которыми оперирует пользователь в виде карточек, виртуальных объектов
Потеря прогресса
Мягкий вид наказания пользователя за нарушение "правил игры"
Челленджи
Персональный вызов на достижение конкретного результата
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Обратная связь
Получение осмысленной обратной связи на свои действия и решения
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели

Результат

Используемые механики

Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Страх потери (FOMO)
Страх пользователя упустить потенциальную выгоду или лишиться возможности
Карточки
Представление сущностей, с которыми оперирует пользователь в виде карточек, виртуальных объектов
Потеря прогресса
Мягкий вид наказания пользователя за нарушение "правил игры"
Челленджи
Персональный вызов на достижение конкретного результата
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Обратная связь
Получение осмысленной обратной связи на свои действия и решения
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели

Источники: meditopia.com, help.meditopia.com

В продолжение темы: