Оглавление “Книги кейсов”

Юлмарт: гипермаркет решает проблемы высокого сезона

Комментарий эксперта

Перед нами проект, где сошлись сразу несколько необычных элементов, которые не так часто в кейсах геймификации встречаются. 

Во-первых, это не фоновая геймификация. Здесь задача стояла замотивировать текущих сотрудников, без найма новых, достичь максимальных результатов в высокий сезон. Чтобы достичь этой цели создатели использовали как стандартные механизмы (премии, штрафы, цели на сезон и тд), так и обеспечивали более точечное воздействие, через быструю обратную связь по работе сотрудника. Например, когда стоят годовые цели, сотрудник понимает, что до них еще далеко, еще долго будет непонятно, хорошо он сыграл или плохо, а обратную связь хочется давать сразу. Поэтому в ходе игры выделялись временные задания, которые назывались торпедами (см. в кейсе ниже), когда надо именно сейчас постараться достичь цели иначе будет штраф. 

Во-вторых, это атмосфера и сюжет игры (см. также кейс Хоум кредит банка: игра для достижения бизнес целей и мотивация на саморазвитие и кейс Yota: игровые механики для сплочения коллег-примечание от GN!). Поскольку это не просто игровая история, но ещё и модный бренд, то атрибутику его сделать довольно легко: найти скриншоты в интернете, купить маску Дарт Вейдера, сделать меч и т.д. Атрибуты породили много живой активности среди сотрудников, что давало им разрядку. Главной аудиторией создатели кейса выбрали руководителей. Да, у компании аврал, адское время, но при этом есть возможность прикольнуться, закинуть мемы и держа миссию игры в голове можно не так серьезно говорить про авральные задачи со своими подчиненными. С помощью атрибутики Звездных войн, руководители могли мотивировать своих сотрудников не банально через штрафы или "давай-давай", а духом игры: “мы же джедаи, они не сдаются”, “перейди на черную сторону - продай больше” и тд. 

Очень интересный кейс, особенно если учесть, что большая часть сотрудников это кладовщики, а не офисные работники.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification.Now

Вовлечение в игру происходило через руководство. «Юлмарт» сначала вовлекал руководителей повыше, потом пониже и т. д. Потому что «Юлмарт» территориально распределенная компания, основной упор был на руководство.  

В компании устраивались такие ВКС-ные совещания, где люди приходили в одежде, девочки делали прическу принцессы Леи. Директор департамента регионов два месяца проводил собрания в маске Дарта Вейдера. Все было весело, все вовлекались в «Звездные войны». 

В последнюю неделю происходила решающая битва, потому что последняя неделя декабря для всех ритейлеров – это «ад».

Выиграл Северо-Запад.

Используемые механики

Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Визуализация последствий
Отображение последствий действий пользователя в прошлом или будущем
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Дуэли
Персональные соревнования на лучший результат

Юлмарт — бывший частный российский онлайн-ритейлер. Деятельность прекращена 1 марта 2020. Лидер российской интернет-торговли в 2013 году по размеру выручки. Являлся одной из крупнейших интернет-компаний России.

В «Юлмарте» работали 6000
сотрудников. При этом продавцов, которые лично работали с клиентами было около 5%. 50% сотрудников – это кладовщики – молодые люди в возрасте от 20 до 30 с особым складом мышления, жизненными ценностями, которые
работают в основном на складах. Как логистическая компания «Юлмарт», в первую очередь, работали с ними, чтобы они хорошо трудились – не стремились к увольнению, повышали свою производительность, выполняли поставленный план и получали радость от работы.

Задачи

Увеличить продажи в полтора раза и не взять ни одного нового сотрудника, сделать так, чтобы персонал справился с продажами своими ресурсами.

Заставить сотрудников задуматься о том, как оптимизировать свою работу так, чтобы за то же самое время сделать больше. 

О проекте

Система геймификации в «Юлмарт» была введена совместно с компанией-провайдером «ГеймТрек». Обычно в «Юлмарте» под Новый год примерно на 50% увеличивался штат сотрудников, и потом они в течение года уходили и новых работников компания не принимала. Так, естественным путем все перед высоким сезоном сходило на определенный нужный уровень. Было принято решение, что новых людей в компанию брать не будут. Продажи в ритейле во всей стране увеличиваются в 1,5 раза, если не очень повезет. Если повезет, то больше – в ноябре-декабре.  

Посчитав данные прошлого года, «Юлмарт» поняли, чтобы успешно пережить новый сезон, сотрудник должен работать на 150% от мощности. В обычном состоянии сотрудник работает примерно на 70% своей мощности. Игра могла раскачать производительность до 100%, остальные 50% решили добиваться при помощи оптимизации рабочих процессов и некоторых аспектов из «Бережливого производства».

Создатели решили, что для реализации поставленных задач им нужно придумать что-то инновационное, что можно применить к своей уже существующей работе, чтобы трудиться было в 1,5 раза приятнее: или оптимизировать какой-то процесс, или поменять какой-то процесс. Когда люди работают в текучке, они не обращают внимания, работают и работают.

Игровые решения

«Юлмарт» выбрал реализацию геймификации на тему «Звездные войны». 

Суть игры

У «Юлмарта» пять регионов, соответственно было пять звездных флотов. Каждый магазин «Юлмарт» относился к одному из звездных флотов. В компании метафорически обыграли производительность сотрудников - придумали, что топливо – это фонд оплаты труда. Это дало возможность прекратить найм новых сотрудников.     

Юлмарт: гипермаркет решает проблемы высокого сезона

Вовлечение в игру происходило через руководство. «Юлмарт» сначала вовлекал руководителей повыше, потом пониже и т. д. Потому что «Юлмарт» территориально распределенная компания, основной упор был на руководство.  

В компании устраивались такие ВКС-ные совещания, где люди приходили в одежде, девочки делали прическу принцессы Леи. Директор департамента регионов два месяца проводил собрания в маске Дарта Вейдера. Все было весело, все вовлекались в «Звездные войны». 

В последнюю неделю происходила решающая битва, потому что последняя неделя декабря для всех ритейлеров – это «ад».

Выиграл Северо-Запад.

Используемые механики

Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Визуализация последствий
Отображение последствий действий пользователя в прошлом или будущем
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Дуэли
Персональные соревнования на лучший результат

Как была выстроена геймификация

Игроку на определенный объект давалось определенное количество топлива, как только нанимался новый сотрудник, топливо падало, затем еще падало и когда оно заканчивалось совсем, тогда игрок выбывал из игры на определенное время, на неделю. Пока у сотрудника или продажи не вырастут так, что он может дополнительно фонд оплаты труда пополнить, или не уволится кто-нибудь из других сотрудников. В приоритете, конечно был рост продаж.

Показателями качества работы были торпеды - это были неожиданные, незапланированные вещи. Например, от Samsung приезжает на склад машина, и обычно у компании 4 часа норматив на разгрузку такой машины. И в определенный момент приезжал человек с секундомером и говорил: «Если вы за 4 часа разгрузите машину, торпеда будет отражена, если не разгрузите, торпеда поразит ваш корабль». И люди достаточно быстро начали разгружать машину.  Или, например, тайный покупатель. Это были вещи неожиданные, про них никто не знал, про них предупреждали за час: «Сейчас к тебе летит торпеда, через час прилетит». И это действительно мотивировало, люди собирались всем штабом своего объекта и думали, как отражать торпеду. 

Врагами были показатели производительности. Противник - товар, который должен выдаваться за 15 минут. Если очередь больше, чем 15 минут, то соответственно игроки не отразили нападения противника.

Звездные Войны" в Юлмарт - геймификация для сотрудников

Все вывешивалось на больших мониторах: сколько топлива, сколько ракет было, как повоевали с врагами, кто сколько очков набрал. Были сделаны электронные курсы, чтобы объяснить, как в игру играть.

Вовлечение в игру происходило через руководство. «Юлмарт» сначала вовлекал руководителей повыше, потом пониже и т. д. Потому что «Юлмарт» территориально распределенная компания, основной упор был на руководство.  

В компании устраивались такие ВКС-ные совещания, где люди приходили в одежде, девочки делали прическу принцессы Леи. Директор департамента регионов два месяца проводил собрания в маске Дарта Вейдера. Все было весело, все вовлекались в «Звездные войны». 

В последнюю неделю происходила решающая битва, потому что последняя неделя декабря для всех ритейлеров – это «ад».

Выиграл Северо-Запад.

Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Визуализация последствий
Отображение последствий действий пользователя в прошлом или будущем
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Дуэли
Персональные соревнования на лучший результат

Результаты

Увеличение оборота, фонда оплаты труда, производительности, она составила 161%, данные посчитаны по ERP системе Юлмарта. Больше 100 идей, которые были придуманы участниками в ходе игры, были внедрены. Они так и остались в компании.

Допущенные ошибки

Были технологические ошибки. То, что это было командное, а не личное соревнование, и многие люди оказались вне игры, не удалось вовлечь их.

Вовлечение в игру происходило через руководство. «Юлмарт» сначала вовлекал руководителей повыше, потом пониже и т. д. Потому что «Юлмарт» территориально распределенная компания, основной упор был на руководство.  

В компании устраивались такие ВКС-ные совещания, где люди приходили в одежде, девочки делали прическу принцессы Леи. Директор департамента регионов два месяца проводил собрания в маске Дарта Вейдера. Все было весело, все вовлекались в «Звездные войны». 

В последнюю неделю происходила решающая битва, потому что последняя неделя декабря для всех ритейлеров – это «ад».

Выиграл Северо-Запад.

Используемые механики

Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Визуализация последствий
Отображение последствий действий пользователя в прошлом или будущем
Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Дуэли
Персональные соревнования на лучший результат

Источник:New Retail, Gametrek.ru

Вы нашли то, что искали?

Нам очень жаль...
Если мы чем-то можем помочь, напишите в этой форме, посмотрим что можно сделать.
Спасибо! ваша заявка отправлена
Упс! Что-то пошло не так
Напишите свой вопрос, мы ответим вам на почту или позже напишем статью на эту тему
Спасибо! Ваш вопрос отправлен. Ждите ответа на почту.
Упс! Что-то пошло не так

В продолжение темы:

Карта сайта