Оглавление “Книги кейсов”

ЭКА «Посади лес»: мобильная игра для посадки реальных деревьев в рамках экологического проекта PosadiLes.ru

Комментарий эксперта

Перед нами довольно необычный экологический проект. С одной стороны, это сюжетная игра с некоторым миром и персонажами, проходя эту игру можно больше узнать о том, как устроена современная экология и как человек может помочь природе. С другой стороны, эта игра привязана к платформе, где пользователи могут поддержать экологический проект деньгами. Игра в какой-то мере даже провоцирует пользователя платить больше – это необычный элемент и я, наверное, не назову ни одного другого экологического проекта, который бы не просто информировал и мотивировал пользователей поддержать проект деньгами, но и давал бы за эти деньги какие-то значимые игровые бонусы. Все зависит от активности пользователя, если пользователю достаточно небольшой активности, например, 8 жизней и без ускорителей и бонусов, то каждый день он гарантированно имеет эту возможность. Но если пользователь хочет играть эффективнее, то добиться этого можно только за деньги.

Сложно дать однозначную оценку. С одной стороны, это не самый дружественный подход к активным игрокам. Многие пользователи не любят монетизацию через преимущества в игре за деньги, называют это pay2win. Если бы это была не экологическая игра, то большая бы часть пользователей ругалась бы на подход pay2win и могла расценить это как завуалированное вымогательство. С другой стороны, все деньги идут на полезные дела и такой “донат” можно рассматривать, как более привычный и более ясный мотив, чтобы платить. Каждую неделю переводить деньги на экологию будет не всякий человек, но в мобильных играх люди платят намного чаще. Если им нравится игра и они это рассматривают как “билетики”, чтобы поиграть ещё или продвинуться через сложный уровень. Здесь я вполне себе представляю, что такая практика делает платежи более регулярными, от чего, в целом, всем только лучше. 

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Коллекционирование
Активность пользователя позволяет ему собрать конечную коллекцию виртуальных или реальных предметов
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории

Движение ЭКА — межрегиональная экологическая общественная организация, которая действует с 2010 года. Движение занимается массовым экологическим просвещением с целью вовлечь как можно больше людей в снижение своего экологического следа и бережное отношение к природе. Среди направлений работы ЭКА – реализация масштабных программ и проектов по экологическому просвещению детей, молодежи и взрослых; формирование ответственного обращения с отходами; защита экологических прав граждан; лесовосстановление; и другие. 

PosadiLes.ru — один из проектов движения ЭКА, направленный на восстановление и посадку лесов. В PosadiLes.ru пользователи могут «посадить» дерево онлайн, оставив пожертвование на посадку любого количества деревьев и получив за это сертификат.

Задачи

«Игра поможет восстанавливать утраченные леса, а игроки смогут смело сказать, что вносят свой посильный вклад в дело охраны природы нашей страны. Восстанавливая леса виртуально, вы восстанавливаете леса и в реальности - силами активистов Движения ЭКА. Мы хотим, чтобы современные технологии учили наших детей созиданию и ответственности за жизнь на нашей хрупкой планете Земля. Мы верим, что мобильная игра «Посади лес» придется по душе вам и вашим детям». – говорят создатели проекта
ЭКА «Посади лес»: мобильная игра для посадки реальных деревьев в рамках экологического проекта PosadiLes.ru

Используемые механики

Коллекционирование
Активность пользователя позволяет ему собрать конечную коллекцию виртуальных или реальных предметов
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории

Решение

Посади лес — эколого-просветительская игра для мобильных устройств, созданная в жанре Match-3. Игра совмещает виртуальный мир и реальность. В игре есть некоторая история с игровым миром и персонажами, где случаются разные экологические неприятности. Пользователь проходя мини-игру зарабатывает саженцы для восстановления леса и параллельно узнает, как работает экосистема, что угрожает лесу, какие бывают пожары и тд. Также игроки могут купить виртуальные саженцы вне игры, средства с которых пойдут на посадку лесов.

Сама игра бесплатная, но в ней есть внутриигровые покупки. Если в ходе игры игрок приобретет дополнительные игровые бонусы (см. о бонусах ниже), то перечисленные им средства также пойдут на посадку живых деревьев в реальном мире в местах, пострадавших от лесных пожаров. Часть средств от таких покупок будет направлена на лесовосстановление, а виртуальные деревья будут высажены в реальности проектом PosadiLes.ru и активистами движения ЭКА на пострадавших лесных территориях в российских регионах, в подтверждение чего игроки получат фото и GPS-координаты посаженного леса.

Руководитель проекта «Посади Лес», Марианна Мунтяну
«По данным Global forest watch , площадь лесного покрова в нашей стране с 2000 года сократилась на 7,2%, что очень много. С 2010 года в рамках проекта  посадили более 10 миллионов деревьев в России. Мы очень хотим выйти на международный уровень — в частности, на рынки СНГ, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Китая. Например, уже сейчас, при разработке мобильной игры, мы это учитываем: ведь для каждого региона нужна кастомизация»

Вся игра – большой игровой мир, в котором что-то случается. По сюжету это борьба добра и зла. Соответственно, в игре есть 2 противоположных героя: Дух Безразличия, который пакостит и портит природу и есть Лесник Сан Саныч, который восстанавливает леса от пожаров, сажает деревья, устраняет пакости Духа Безразличия – занимается благоустройством.

Игрок помогает Сан Санычу, выполняя его миссии и поручения. Валюта для выполнения миссий и поручений Сан Саныча – саженцы, которые игрок зарабатывает по одной штуке за каждый пройденный уровень в мини-игре (см. ниже).

Каждая новая игровая миссия рассказывает игроку о жизни леса и знакомит с его обитателями:

Ответы на эти и другие вопросы, саженцы, игровую валюту, игровые бонусы и пазлы для коллекции животных игрок получает, проходя уровни в игре "три-в-ряд".

Мини-игра

Мини-игра "три-в-ряд" – головоломка, где игроку нужно объединять предметы за ограниченное количество ходов.

С каждым новым уровнем игра усложняется, становится больше объектов и появляются новые трудности – лёд на предметах, который нужно разбить, мёд, который нужно убрать и который разрастается, если за ход не собрать рядом с ним ни одной фигурки, жёлуди и др. элементы.

Когда пользователь застревает на уровне, он теряет одну жизнь. Для помощи в прохождении уровней можно использовать игровые бонусы, их игрок может получить за прохождение уровней, за ежедневный заход в приложение, за просмотр рекламы или докупить их за игровую валюту, которую он получает за каждый пройденный уровень. Также игрок может купить игровую валюту за реальные деньги.

Если игроку не хватило ходов до завершения игрового уровня, то он может либо завершить игру и потерять одну жизнь, либо докупить несколько ходов за фиксированную сумму игровой валюты, либо (что попадается не всегда) продолжить игру за просмотр рекламы.

Дополнительные жизни игрок тоже может купить.

Игровые бонусы

и др.

Бонусы открываются не сразу, а по мере прохождения уровней.

Средства с покупки которых, как уже упоминалось выше, пойдут в фонд проекта по высадке деревьев.

Коллекции

В мобильной игре также есть коллекции животных и растений, в которых игрок может узнать уникальные особенности трав и видов животных. Игрок собирает коллекции проходя уровни в "три-в ряд". За каждый пройденный уровень игрок получается 1 пазл — 1/12 часть коллекционного предмета.

Ежедневный бонус

Для мотивации игрока заходить в приложении регулярно, в игре создана 7-ми дневная система ежедневных бонусов. Для продвижения по бонусной системе игроку нужно заходить в игру каждый день. Если пропустить, то сбор начнется сначала. В первый день игрок получает 15 часов бесконечных жизней. Если игрок заходит в игру два дня подряд, то он получит в награду 50 монет. За 3й день – бустер улитку. За 4й день – бустер лису. За 5й, 6й и 7й дни – сундуки с набором наград.

Марафон

В рамках игры в качестве дополнительного вовлечения иногда появляются марафоны, ограниченные времени. В марафоне игроку нужно также играть в мини-игры, проходить уровни, собирая саженцы и тем самым продвигаться по уровням внутри марафона. Например, всего в марафоне 3 сундука с наградами, чтобы их получить игроку нужно для первого сундуку собрать 5 саженцев (успешно пройти 5 уровне), для открытия второго сундуку – 8 саженцев и для открытия самого большого сундука – 15 саженцев.

Так игра мотивирует не сдаваться и продолжать играть:

Викторина

Параллельно с возможностью получить награды за продвижение по уровням марафона в марафоне есть викторины (также ограниченные по времени). В викторине игроку нужно отвечать на вопросы о лесах и экологии, по итогам теста за верные ответы игрок получает игровые бустеры и монеты.

Если игрок отвечает на вопрос викторины верно, то он видит зеленую надпись "верно", если неверно, то красную надпись "неверно" и верный вариант ответа подсвеченный зеленым.

Коллекционирование
Активность пользователя позволяет ему собрать конечную коллекцию виртуальных или реальных предметов
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории

Результат 

Игра:

Используемые механики

Коллекционирование
Активность пользователя позволяет ему собрать конечную коллекцию виртуальных или реальных предметов
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Игровой мир
Создание упрощенного игрового мира со своими правилам, в котором как бы действует пользователь
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Файл:WWF logo.svg — Википедия

Источники: wwf.ru, dzen.ru, ecamir.ru

В продолжение темы: