Оглавление “Книги кейсов”

Тинькофф "Монополия": тематическая игра с денежными призами

Комментарий эксперта

Большая часть геймификации в банковской сфере — это мотивация пользователей либо больше тратить, либо пользоваться купонами и скидками партнёров. Такая мотивация достаточно материальная, она всегда предполагает трату денег, а значит пользователь будет подходить к решению вопросов более рационально. Также такая мотивация почти всегда помогает пользователю экономить деньги — тратить меньше.

Почти в любой форме банковской геймификации обычно достаточно явно видны эти две задачи. Не стал исключением и проект Монополия от Тинькова. Тут, уже как видно из названия, Тинькофф привлекли сильный игровой бренд Монополия и очень качественно стилизовали всё содержание акции под него. Поле Монополии, персонаж, классическая мотивация (побольше заработать и не разориться), множество игровых элементов: и задания, и таймер, и виртуальные призы, и разделение пользователей по лигам. Визуально удалось уйти от излишней фиксации на тратах и скидках. Бренд монополии удачно подыграл, потому что в самой игре Монополия есть тоже траты и там тоже нужно искать свою выгоду. Если в Монополии пользователь скорее стремится заработать и у него это получается, то в подобных акциях все равно всё сводится к его тратам, но, возможно, к более выгодным тратам. Практически все пользователи если и не играли в Монополию, то слышали о ней и визуально могут узнать игровое поле (как на нем нужно действовать и как устроена сама игра). Это позволило создать такую насыщенную механику ещё и в формате мобильного телефона.

Повторять подобный эксперимент без сильного бренда и узнаваемой стилистики я бы не советовал. Здесь мы слишком уходим в сторону игры, что может вызвать нежелание разбираться в правилах и, следовательно, нежелание играть у тех, кто играть не привык.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Лиги
Разделение пользователей на группы, чтобы конкуренция шла только между равными
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Конкурс с призами
Классическая материальная мотивация с элементами удачи
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы

«Тинькофф Банк» — российский коммерческий банк, сфокусированный полностью на дистанционном обслуживании, не имеющий розничных отделений. Штаб-квартира банка расположена в Москве.

«Монополия» — экономическая и стратегическая настольная игра для двух и более человек. Цель игры — рационально используя стартовый капитал остаться единственным игроком, который не достиг банкротства.

Задачи

Тинькофф "Монополия": тематическая игра с денежными призами

Используемые механики

Лиги
Разделение пользователей на группы, чтобы конкуренция шла только между равными
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Конкурс с призами
Классическая материальная мотивация с элементами удачи
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы

Решение

Тинькофф банк разработал игру “Тинькофф Монополия”. Играть в неё можно в браузере со смартфона и ноутбука. Для участие в игре необходимо иметь карту Тинькофф банка или оформить её изготовление, затем необходимо зарегистрироваться на официальном сайте акции. Все зарегистрировавшиеся участники случайным образом делятся на группы и зачисляются в первую (Бронзовую Лигу), где играют в течение календарной недели, выполняя задания.

Игра представляет собой стандартное игровое поле игры Монополия. Оно содержит 6 коллекций городов, клетки старт, шанс, тюрьма, вопрос, брендовые клетки, стоянка и клетка вперед. Клетки и правила игры очень похожи на классическую Монополию.

"В классической Монополии вы садитесь за игровое поле в компании других игроков. Можете наблюдать за их ходами в реальном времени, предлагать сделки с недвижимостью. Мы хотели сохранить этот соревновательный момент, но чтобы вы были одни на поле, без оппонентов. Решение: разделить игроков на группы, ввести систему с лигами и общий игровой рейтинг".
Акция «Монополия Тинькофф» от Тинькофф Банка | Финансы для Людей

На старте игроку нужно выбрать игровую фигурку (позже поменять её будет нельзя). Для совершения хода необходимо бросать кубик, изначально Монополия предоставляет 4 бесплатных базовых броска и даёт фиксированную сумму — 1500М.

Игровая валюта нужна для того, чтобы покупать города и «откупаться» от неудачных клеток. Города, на которых игрок оказывается, можно покупать, но продать или «заложить» их нельзя.

Игровая валюта: игровую валюту можно получать за выполненные задания недели, за задания с карточек городов, за полный пройденный круг по игровому полю, за переход в следующую лигу в турнирной таблице, из карточек удачи, за попадание на поле “Шанс” или “Общественная казна” Валюту можно использовать только в игре — обменять ее на настоящие деньги или другие бонусы не получится.

За каждое выполненное задание и за каждый город игрок не только получает или отдают валюту, но еще и перемещается в лиге. Чем выше лига, тем выше шанс получить более дорогие призы.

Лиги — это группы, в которой игроки соревнуются друг с другом. Позиция в лиге определяется по очкам, а очки можно заработать за покупку городов: чем больше игрок купил городов, тем он выше. В лигах соревнуются с группой человек, которые зашли в одно время либо вместе перешли в одну лигу. В них прогресс считается за одну игровую неделю. От лиги зависит ценность итогового подарка. Приоритет в начислении приза и переход в лигу выше отдается тому, кто набрал очки быстрее. По результатам каждой календарной недели 5 участников, завершившие неделю с наилучшим результатом в своей группе переходят в следующую Лигу, а участники, занявшие 5 последних позиций, переходят в более низкую Лигу, за исключением участников из Бронзовой Лиги. Остальные Участники остаются в своей Лиге, но состав группы (соперников) меняются. Игра проходит в 4 лигах: Бронзовая лига, Серебряная лига, Золотая лига, Алмазная лига. Борьба во всех лигах начинается по понедельникам. Каждую неделю игроки соревнуются с 30—100 новыми игроками в лиге.

Задания

Задания могут содержать тесты, викторины, совершение действий в Мобильном Банке участника, а так также условия совершения покупок по карте участника. За каждое выполненное задание начисляются игровая валюта или предоставляется бонус. Количество баллов, игровой валюты и размер бонуса зависит от задания и указывается в его описании.

Игрок получает задание вместе с покупкой города. Если задание не выполнить за неделю, то оно сгорит.  

У игры есть таймер, который показывает, сколько дней осталось до обновления игры — перехода в новую лигу.

Примеры заданий

Призы

В игре предусмотрены гарантированные подарки и призы, зависящие от лиги и общего рейтинга. Гарантированный подарок — повышенный кэшбэк на супермаркеты, промокоды от партнеров, бесплатное обслуживание Tinkoff Black навсегда и др., чтобы их получить, необходимо покупать города одного цвета, оказаться в топе общего рейтинга, перейти в следующую лигу.

Также подарки и промокоды можно получать в процессе игры, например, попадая на поле «шанс».

Ценность итого приза зависит от лиги

Общий рейтинг

Рейтинг участника определяется исходя из стоимости приобретенных в игре зданий, сооружений и купленных полей, и обновляется по результатам каждой недели игр. Если участники приобретают здания и сооружения на равную сумму, то выше в рейтинге располагается участник, который первым приобрел здания\сооружения на необходимую сумму. Рейтинг отображается у всех в личном кабинете, рассчитывается как сумма всех очков за четыре игровые недели.

"Для привлечения игроков анонсировали игру в наших соцсетях и во внутренних каналах: эл. почта, пуши, баннеры, сторис. На первую Монополию Тинькофф не стали тратить много денег на рекламу, поэтому сообщения во внешние каналы заняли примерно 30% от всей коммуникации. Отдали приоритет внутренним каналам еще по одной причине: коммуникацию можно быстро приостановить своими силами, когда поток игроков слишком высок". — команда Тинькофф банка

Лиги
Разделение пользователей на группы, чтобы конкуренция шла только между равными
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Конкурс с призами
Классическая материальная мотивация с элементами удачи
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы

Результат

"Вначале мы сделали одно задание про благотворительность — пожертвовать в фонд WWF. Но быстро заметили хороший отклик и добавили другие фонды". — команда Тинькофф банка

Наблюдения команды Тинькофф банка

Используемые механики

Лиги
Разделение пользователей на группы, чтобы конкуренция шла только между равными
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Розыгрыш приза
Призыв испытать свою удачу и почувствовать азарт
Конкурс с призами
Классическая материальная мотивация с элементами удачи
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы

В продолжение темы: