Оглавление “Книги кейсов”

Рокетбанк “Не нужно быть гением аналитики тут” и “Смузи”: мини-игры с банкиром в ответ на заявления Олега Тинькова

Комментарий эксперта

Перед нами необычный пример идеологической геймификации, где нет никакой бизнес-цели по продвижению товара или позиционированию бренда. Есть задача привлечь внимание, что более-менее стандартно, и задача «эмоциональной оценки», то есть геймификация в данном случае выступает как способ посмеяться и как инструмент формирования отношения к оппоненту. Насмешки и ирония в беседе или в комментариях — это уже привычный способ, так тоже оппоненты пытаются представить своего собеседника как несерьезного человека, соответственно, все его аргументы будут звучать менее серьёзно. В данном случае всё это выходит за рамки беседы, появляется «спецпроект», который отражает в целом отношение Рокетбанка к комментариям Олега Тинькова не переходя на конкретику, просто на эмоциональном уровне.

Можно сказать, что это проект насмешка стилизованный под развлекательную игру и таким образом транслирующий позицию Рокетбанка. Очень редко какие-либо беседы и высказывания выходят на такой уровень, чтобы к ним создавались игры, иллюстрации или шутливые тесты, с целью подчеркнуть самомнение и заносчивость собеседника. Возможно, такие игры будут появляться и дальше, но пока это очень редкий и замечательный пример геймификации в пиаре.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Комментирование
Возможность оставлять комментарии для других пользователей
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью

Рокетбанк — один из первых мобильных банковских сервисов в России. Основан в 2012 году. Является филиалом банка «Киви», входящего в группу компаний Qiwi. 18 января 2021 года Рокетбанк объявил о полном закрытии. Позиционировал себя как простой банк для самозанятых.

Олег Юрьевич Тиньков — российский предприниматель. По данным Forbes, в 2014 году занимал 1210-е место в списке наиболее состоятельных людей мира, в списке богатейших бизнесменов России в 2019 году занимает 47-е место с состоянием 1,7 миллиарда долларов. Является основателем и председателем Совета директоров Тинькофф банка.

Рокетбанк “Не нужно быть гением аналитики тут” и “Смузи”: мини-игры с банкиром в ответ на заявления Олега Тинькова

Используемые механики

Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Комментирование
Возможность оставлять комментарии для других пользователей
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью

Игровые решение

В 2015 году в соцсетях была активная колкая переписка между создателем банка Тинькофф и Рокетбанком. В ходе которой было немало публикаций в СМИ и Рокетбанк даже создали отдельный спецпроект (страницу) с геймифицированными решениям об Олеге Тинькове.

Ксения Дементьева, автор - RB.ru
"Шутливые (впрочем, для кого-то, возможно, и не очень) препирательства бизнесмена Олега Тинькова с представителями медиа и пресс-службами в социальных сетях уже начинают напоминать сериал, который, впрочем, хочется смотреть, запасшись попкорном" — Ксения Дементьева, автор - RB.ru

Смузи

Если разбирать решения в хронологическом порядке, начать стоит с проекта Смузи, который был создан по словам создателей, за 20 минут на коленке. Олег Тиньков отчитывал главу Рокетбанка и отправлял в коворкинг, торговался за интервью с собой, в ответ на поучения Тинькова Рокетбанк «взорвал» «интернет» — сделал игру с Тиньковым и #смузи в стиле Space Invaders.

Кирилл Родин, маркетолог Рокетбанка
"Люди сейчас спорят, как долго мы это готовили. Сегодня с утра мы пришли на работу - кто-то в очередной раз поднял тему Олега Юрьевича: "А классно было б сделать игру, где Тиньков как зомби бежит на нас?" - мы все начали смеяться и на ходу генерировать идеи. А наш Windows Phone-разработчик в свободное время пишет игры, и он быстренько сделал игру. Начали отправлять всем, в какой-то момент решились выложить – не от официального аккаунта, а от личного аккаунта Олега Козырева, CTO.  Дальше уже стали шарить в соцсетях. Нам пишут, что плохая графика, ошибки, опечатки. А мы отвечаем, что это сделано на коленке за 20 минут" — Кирилл Родин, маркетолог Рокетбанка

Сотрудники банка, вдохновленные знаменитым высказыванием бизнесмена о том, что он "пули и жизнь видел", выпустили браузерную игру, где пользователю необходимо уворачиваться от карт "Тинькофф Банка" и восстанавливать здоровье при помощи смузи.

orig

Игрок управляет ракетой, стреляющей картами Рокетбанка. Ему необходимо уворачиваться от кредитных карт Тинькофф Банка и изображений лиц предпринимателя Олега Тинькова и ловить стаканы со смузи, которые Виктор Лысенко (гендиректор Рокетбанк) сбрасывает с летающей тарелки. Иногда он также выдает их из-за края экрана, внезапно появляясь со стакан смузи, позволяющим восстановить "здоровье".

Для стрельбы и передвижения в игре нужно было просто "жмакать" на экран, стрельба была автоматическая.

Достижения игроков

В качестве виртуальных наград были использованы изображения с Олегом и его цитатами.

Игра предлагала пользователям поделиться своим игровым успехом в соцсетях, что способствовало распространению игры и шума вокруг диалога банков.

В игре отображены характерные признаки регулярных конфликтов Тинькова и сотрудников Рокетбанка — в дискуссиях часто встречаются упоминания смузи, количества выпущенных карт, пули и хипстерская тематика. Стилистика проекта также обыгрывала один из (новых на тот момент) тарифов Рокетбанка — «Уютный космос».

Спецпроект

Наиболее нашумевшим был спецпроект в ответ на предложение Олега Тинькова выкупить Рокетбанк за 1 млн. долларов, руководство проекта ответило по-своему, запустив на своем сайте проект под названием "Не нужно быть гением аналитики тут!", посвященный банкиру, а также выпустив игру "Помоги Олегу собрать миллион". Проект включает в себя сборник цитат Тинькова о работе Рокетбанка, тест, вопросы в котором касаются бизнеса Олега Тинькова и его отношения к виртуальному банку. Предложенную Олегом Тиньковым сумму в $1 млн в Рокетбанке назвали "несерьезной", потому и ответили на предложение размещением на сайте игры "Помоги Олегу собрать миллион".

Игра «Помоги Олегу собрать миллион»

игра помоги олегу собрать миллион

В игре надо было управлять самим Олегом — он едет на велосипеде, преодолевает препятствия, а также собирает пачки пельменей «Дарья», бутылки пива «Тинькофф» и кредитные карты банка «Тинькофф» (все — проекты бизнесмена), стараясь заработать деньги.

Игровая цель — собрать 1 миллион долларов для покупки Рокетбанка.

проиграл игру помоги олегу собрать миллион

Управление предельно простое, просто прыгать нажав любую клавишу на клавиатуре и пытаться не упасть в пропасть, всего у на это есть 3 попытки.

Чтобы заработать деньги нужно собирать предметы — бизнесы Тинькова.

Начисление баллов за пойманные предметы:

Скриншот игры «Помоги Олегу собрать миллион»

В случае победы появится окошко со счастливым Скруджем Макдаком. Теперь вы можете купить Рокетбанк! Которым можно поделиться в Facebook.

выиграли игру помоги собрать миллион олегу

Игра была запущена вместе со страницей, на которой подробно рассказана история конфликта Олега Тинькова и «Рокетбанка». На ней собраны прогнозы бизнесмена о банке, которые сопоставлены с реальной ситуацией.

Угадай следующий прогноз Олега

В комментариях авторы спецпроекта предлагают читателям угадать следующий прогноз Тинькова. В этом блоке клиентам Рокетбанка предлагается угадать какой будет следующее предсказание от Олега. Любой из посетителей страницы мог сам побыть в роли Тинькова, предсказав его следующее высказывание.

Угадай следующий прогноз Олега

Тест

Страница продолжается специальным тестом, состоящим из десяти вопросов.

пройди тест

К примеру:

Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Комментирование
Возможность оставлять комментарии для других пользователей
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью

Результат

Не все пользователи социальных сетей оценили юмор. Ряд участников разгоревшихся в комментариях дискуссий пытался убедить представителей Рокетбанка на конкретных примерах доказать неправоту Тинькова, говорящего о низкой эффективности проекта.

Точного числа выданных Рокетбанком карт озвучено в итоге не было.

Используемые механики

Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Игровой персонаж
Персонаж, который общается с пользователем эмоционально, заменяя сообщения от "бездушной" системы
Сюжет
Донесение послания через проживание пользователем истории
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Комментирование
Возможность оставлять комментарии для других пользователей
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения
Промо-игра
Классический способ привлечения внимания - поиграть с брендом
Мини-игра
Интенсивный игровой опыт на несколько минут с развлекательной, образовательной или другой целью
Sostav.ru

Источники: sostav.ru, rbc.ru, vc.ru, rb.ru

В продолжение темы: