Оглавление “Книги кейсов”

Хабр: карма – игровая механика, которая управляет сообществом авторов

Комментарий эксперта

Хабр (тогда еще ХабрХабр) благодаря механике Кармы стал легендой. Это оказался действительно очень удачный механизм модерации, где вся работа по модерации и даже по формулированию критериев правильного и неправильного была приложена на само сообщество. До Хабра на форумах существовала отдельная каста модераторов, которые убирали не целевые посты и комментарии, банили за грубость. Естественно, делали это не мгновенно, иногда их критерии были непонятны сообществу и сообщество возмущалось несправедливо забаненным или удалённым комментариям, которые на самом деле были уместны и всем нравились. Хабр сказал «вы будете сами решать, кого продвигать, а кого блокировать» и ввёл механизм «плюсования» и «минусования». Получилось так, что сообщество коллективно довольно быстро (если материал попал куда-то на главную, где виден многим) научилось модерировать ленту постов и давать обратную связь друг другу: стоит ли продолжать писать в таком виде, писать ли ещё или не писать совсем. В том числе, сообщество могло даже лишить автора возможности писать. Конечно, и этот механизм вызывает много споров и недовольства, но здесь можно гарантировать, что в определении наказания участвуют достаточно много людей. Чем более заслуженные это члены сообщества, тем быстрее и эффективней они могут повлиять на автора. Создав такой высшей степени эффективный механизм, Хабр также породил культуру диктата сообщества. В некоторой мере, Хабар и его последователи (dtf, vc.ru и другие) превратились в банки с токсическими пауками, которые не только дерутся между собой, но и агрессивно относятся к новичкам. Механизм модерации стал настолько эффективен, что стал отражать, такие социальные черты общества, как нетерпимость к людям, имеющим свои оригинальные мнения, праведный гнев толпы, желания наказывать и изгонять и т.д. Те, кто не готов строиться в систему хабра и жить по их правилам, постоянно корректируя своё поведение под ожидаемое, чтобы не получить ущерб и не вылететь, скорее всего, даже не придут в это сообщество. Здесь каждый участник получил право на «насилие» и преследование тех, кто ему неугоден. 

При этом, нельзя не отметить и эффективность механики кармы. Я вижу проблему не в самой механике, а, скорее, в балансе и в том, какая культура установилась в сообществе. Применять карму, вполне, можно или там, где есть очень чёткие критерии правильности и неправильности, или, где стандарт и качество должны быть сверх высоки. Например, голосование премии Оскар тоже можно считать достаточно жёстким. Но Оскар это премия отражающая признание сообщества кинематографистов для тех, кто считает свое творение достойным самых высоких наград, а не правила жизни, которые нужно соблюдать ежедневно всем работникам киноиндустрии. Карма, безусловно, создала «особое место» в интернете, где может быть очень увлекательно жить, общаться, тренировать своё умение писать и мыслить. Такие правила не подойдут каждому и не подойдут для каждого места, но, тем ценнее может быть такой опыт.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Голосование
Возможность принимать решения коллективно, собирая обратную связь с пользователей
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Лайк
Возможность одобрить событие или действие пользователя в один клик
Карьера в сообществе
Открытие новых возможностей по мере набор авторитета в сообществе
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями
Роль эксперта
Уважение, почет и особые возможности для пользователей, достигших заметных успехов
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Комментирование
Возможность оставлять комментарии для других пользователей
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру

Хабр — русскоязычный веб-сайт в формате системы тематических коллективных блогов с элементами новостного сайта, созданный для публикации новостей, аналитических статей, мыслей, связанных с информационными технологиями, бизнесом и интернетом.

Задачи

«Рассматривая те или иные варианты изменений, мы старались помнить об одной важной предпосылке: «чем сложнее механизм, тем проще его сломать». И наоборот, «чем крупнее шестерёнка, тем она надёжней» — хотелось, чтобы механика кармы оставалась простой и понятной для пользователей, без кучи условий, исключений и нюансов. Либо в плюс, либо в минус» – представитель команды Хабр
Хабр: карма – игровая механика, которая управляет сообществом авторов

Используемые механики

Голосование
Возможность принимать решения коллективно, собирая обратную связь с пользователей
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Лайк
Возможность одобрить событие или действие пользователя в один клик
Карьера в сообществе
Открытие новых возможностей по мере набор авторитета в сообществе
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями
Роль эксперта
Уважение, почет и особые возможности для пользователей, достигших заметных успехов
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Комментирование
Возможность оставлять комментарии для других пользователей
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру

Решение

Карма — основная игровая механика на Хабре, ключевой инструмент внутрисайтового механизма коллективной модерации, позволяющий полноправным участникам сообщества наделять других участников сообщества правами, или, наоборот, ограничивать их полномочия, путём коллективного голосования.

Изменение кармы  

Один пользователь может изменить карму другого пользователя на 1 единицу. При этом, он всегда может поменять свою оценку на противоположную. Но есть нюанс. Голосовать можно только «в плюс» — минусовать неугодные посты или пользователей не получится, для этого нужна своя статья и карма не ниже 5. Таким образом, написав сотню полезных публикаций и комментариев, заслуживших высокую оценку участников сообщества, и достигнув показателя кармы в +100500 единиц, можно потерять их все, дискредитировав себя в глазах сообщества, ввязавшись в перепалку в комментариях или написав пару статей, которые вызовут гнев сообщества. Поэтому участникам сообщества очень важно внимательно следить за словами и тщательно взвешивать всё написанное, перед его публикацией.

У пользователей отсутствует возможность голосовать за собственную карму.

У каждого пользователя есть «запас прочности» в 30 единиц кармы, которого вполне хватит, чтобы разок «оступиться». И есть функция обнуления кармы — если даже после этого он уходит в минусы, то это целенаправленный выбор и надо бы что-то переосмыслить. Как раньше «быть плохим парнем» или просто "разводить оффтопик" (писать не по теме) станет сложнее.

Обнуление кармы: тем, у кого сильно минусовая карма. Например, -31, Хабр предлагает «начать с чистого листа», воспользовавшись функцией обнуления кармы, которой единожды за всё время пребывания на сайте может воспользоваться любой пользователь (опция находится в настройках профиля). То есть это не столько амнистия, сколько именно возможность попробовать ещё раз. Если пользователь не захочет воспользоваться этой возможностью, то он может продолжить пользоваться сайтом в режиме чтения, что тоже не так уж и плохо — именно такие права получают все вновь зарегистрированные пользователи.

От величины кармы напрямую зависит то, сколько раз в сутки пользователь может проголосовать за карму, публикации и комментарии других участников сообщества. Голосовать за что-либо могут все пользователи с положительной кармой. Логика такая: 1 единица кармы = 1 голос за пост или карму другого пользователя, либо 2 голоса за комментарии. Не имея поста, но имея карму +4 (например, за хорошие комментарии), пользователь получает возможность ежедневно оценивать 4 поста или 8 комментариев.

Например, если пользователь достиг показателя кармы в +50 единиц, то в сутки он сможет 50 раз проголосовать за карму и публикации, и 100 раз за комментарии. Если он израсходует этот заряд, то для возобновления возможности голосования ему потребуется подождать 24 часа.

Значки

За время своего пребывания на сайте пользователи зарабатывают различные значки, которые потом отображаются в хабрацентре. Значки зависят от поведения пользователя, отношения к нему сообщества и его активности на сайте.

Некоторые значки являются артефактами и дают своим владельцам дополнительные возможности:

Значки «Автор», «Звезда» и «Легенда» поглощают друг друга в процессе самосовершенствования Автора.

Пользователям, внёсшим большой вклад в развитие сообщества, доступна дополнительная привилегия — вес их голоса при оценке публикаций отличается от веса голоса остальных членов сообщества. В частности, обладатели значков «Автор», «Старожил» и «Звезда», в случае положительной оценки публикации, добавляют ей +2 пункта рейтинга. А обладатели значка «Легенда» одним голосом добавляют публикации сразу +3 пункта рейтинга. Данное правило распространяется исключительно на голосования за публикации и, при этом, не применяется при голосовании в минус (отрицательный голос за публикацию отнимает лишь 1 пункт её рейтинга).

Рейтинг пользователей

Рейтинг — это динамичный показатель, зависящий от активности пользователя на сайте: все плюсы и минусы к публикациям и комментариям пользователя непосредственно отражаются на суммарном показателе его рейтинга. При этом, оценки публикаций пользователя сказываются на его рейтинге сильнее, чем оценки его комментариев.

По сути, рейтинг это параметр, отражающий интерес сообщества к деятельности пользователя на ресурсе. Если кто-то положительно оценивает публикации и комментарии пользователя, то его рейтинг будет расти, но справедливо и обратное. Чем больше рейтинг участника, тем выше он находится в общем рейтинге пользователей и рейтингах авторов по отдельно взятым хабам.

Рейтинг авторов:

Рейтинг компаний:

Тоже самое справедливо и для компаний, рейтинг и карма считаются по статьям, вышедшим в блоге компании.

Рейтинг Хабов:

Хабы – разделы, в которых размещены публикации на определённую тематику.

Помогают не только удобно структурировать всю информацию на сайте, но и формировать ленту пользователя — подписываться только на те хабы, которые интересны.

Ограничения и привелегии, которые дает карма

То есть злодея можно заминусовать до перевода в режим ReadOnly, откуда он не сможет нарушать спокойствие. Градация частоты написания комментария призвана дать пользователю остыть прежде, чем он закопается ещё глубже.

Хабрэтикет

На Хабре есть свой этикет — Хабрэтикет, несколько пунктов из него:

Кодекс авторов Хабра

Голосование
Возможность принимать решения коллективно, собирая обратную связь с пользователей
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Лайк
Возможность одобрить событие или действие пользователя в один клик
Карьера в сообществе
Открытие новых возможностей по мере набор авторитета в сообществе
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями
Роль эксперта
Уважение, почет и особые возможности для пользователей, достигших заметных успехов
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Комментирование
Возможность оставлять комментарии для других пользователей
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру

Ради чего пользователи пишут статьи на Хабр

Почему ты пишешь на Хабр?

"Если говорить именно про Хабр, то главный интерес — это поделиться интересным и полезным материалом с большим количеством специалистов из своей или смежных областей (а там таких огромное количество). И получить обратную связь — пусть даже критику. Это позволяет обнаружить более правильное и красивое решение, которое можно будет применить в будущем" – Виктор, автор

Используемые механики

Голосование
Возможность принимать решения коллективно, собирая обратную связь с пользователей
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Лайк
Возможность одобрить событие или действие пользователя в один клик
Карьера в сообществе
Открытие новых возможностей по мере набор авторитета в сообществе
Пользовательский контент (UGC)
Контент, создаваемый самими пользователями
Роль эксперта
Уважение, почет и особые возможности для пользователей, достигших заметных успехов
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
Комментирование
Возможность оставлять комментарии для других пользователей
Лидерборд
Соревнование пользователей по количеству набранных баллов или другому однозначно измеряемому параметру
Это не Витя, это логотип Хабра

Источники: habr.com, habr.com, youtube.com, habr.com, habr.com

В продолжение темы: