Оглавление “Книги кейсов”

McGill University: геймификация биологических исследований, связанных с РНК

Комментарий эксперта

На сайте уже разобрано несколько игр, помогающих ученым в исследовании: Foldit: геймификация науки, как игра помогает ученым в исследованиях белка, McGill University: геймификация науки в исследованиях ДНКCenter research UK: биологические игры против рака, EyeWire: биологическая игра для создания "атласа мозга".

В основе таких проектов лежит несколько принципов. Первое — увлекательный игровой процесс (мини-игра), где пользователи под видом игры получают комбинаторные или алгоритмические задачки, которые не удаётся без помощи игроков автоматизировать компьютеру. Второе — для того, чтобы получить проверенные рабочие результаты используются краудсорсинг. Множество игроков сталкиваются с одними и теми задачами, у кого-то получается решить задачу правильного, у кого-то нет. Самые удачные решения отбирают те же игроки. Дальше уже отобранные алгоритмы переходят учёным, на их основе, ученые проводят реальные эксперименты и синтезируют молекулы РНК. Важно, что игроков просвещают и предлагают увидеть свою деятельность, как часть большой работы ученых. Также информируют игроков о результатах, награждают самых активных и эффективных и даже присылают фотографии синтезированных молекул РНК игрока.

Головоломки, которые создают учёные требуют не тупой игры на количество попыток, а осознанной деятельности и попытки найти алгоритм, разобраться, как на самом деле это устроено. В реальности такие молекулы существуют и мы знаем, что решение существует, но каким образом оно было получено мы не знаем. Очень хорошо, что игроков не используют, как механических роботов по перебору комбинации, эту функцию неплохо выполняет и компьютер. Их используют, как молодых учёных, просто этих ученых намного больше, у них больше свободного времени и они не ждут другой награды, кроме самой деятельности.

Всё чаще мы видим проекты достойно нарисованные, вполне похожие на игры, этот проект один из них.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями

Макгиллский университет или Университет Макгилла (англ.McGill University, фр.Université McGill) — государственный исследовательский университет, расположенный в городе Монреаль, провинция Квебек.

Задачи

McGill University: геймификация биологических исследований, связанных с РНК

Используемые механики

Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями

Решение

EteRNA — браузерная игра, разработанная Университетом Карнеги — Меллон и Стэнфордским университетом, привлекающая игроков к решению головоломок, связанных с фолдингом молекул РНК. На создание EteRNA в 2010 году исследователей из университета Карнеги — Меллон и Стэнфорда вдохновил успех Foldit. Они надеялись, что игроки справятся со сворачиванием молекул РНК не хуже, чем с фолдингом белков. Помощь человеческого интеллекта создателям EteRNA нужна ничуть не меньше, чем их коллегам из Лаборатории Бейкера: даже лучшие компьютерные модели не очень успешно предсказывают, как свернётся молекула рибонуклеиновой кислоты.

В каркасе молекулы РНК — 7 торсионных углов (против 2 в молекуле белка) и она имеет больше степеней свободы, а значит, её строение сложнее просчитать с помощью программ.

Игра начиналась как мод Foldit, в котором вместо белка можно было манипулировать РНК. Но разработчики решили, что им нужно что-то более симпатичное, чтобы привлечь игроков, — и создали двухмерную головоломку с анимацией и звуковыми эффектами. Игра состоит из множества пазлов, в каждом из которых нужно создать молекулу определённой формы. Исходный материал — длинная цепочка адениновых нуклеотидов. Структуру молекулы можно менять, выбирая из «палитры» нужные азотистые основания и укрепляя связи между ними. 

EteRNA позволяет переключаться между двумя режимами: 

С каждым пазлом EteRNA предлагает строить всё более сложные конструкции. Когда игрок набирает 10 000 очков (что весьма непросто), он получает возможность создавать не существовавшие прежде молекулы. Лучшие решения выбирают голосованием и синтезируют в лаборатории Стэндфордского университета. После синтеза учёные оценивают, насколько молекулы повторяют задуманную форму и присуждают образцам баллы по шкале от одного до ста. Лучшие образцы попадают в «зал славы», а игроки получают фотографию синтезированной РНК. Результаты лабораторных экспериментов далеко не всегда удачны. Игроки учитывают ошибки, обобщают опыт, анализируют закономерности и даже пишут инструкции.

Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями

Результат

На основе лучших стратегий разработчики создали алгоритм предсказания структуры РНК EteRNAbot, который превзошёл программы RNAInverse и NUPACK. Исследования с помощью программ EteRNA проводятся уже 10 лет, вместе они синтезировали тысячи молекул и на основе этих исследований опубликовано более 20 научных работ.

Создатели EteRNA не обещают побед над смертельными болезнями, они объясняют: главное — понять закономерности сворачивания РНК, а благодаря этим знаниям можно будет производить новые лекарства, создавать наноустройства и делать вещи, которые сейчас сложно представить. Рибонуклеиновая кислота участвует во множестве клеточных процессов, от катализации химических реакций до регуляции активности генов, и синтезированные с помощью игроков молекулы могут оказаться чьим-то спасением.


Используемые механики

Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями


Новости науки, техники и технологий. 22 век

Источник: 22century.ru


В продолжение темы: