Оглавление “Книги кейсов”

Другое дело: геймифицированная платформа для саморазвития и пользы обществу

Комментарий эксперта

Перед нами мотивационная программа для молодежи и всех желающих. В ней пользователь будет делать полезные для него самого дела (обучаться и развиваться) и за это зарабатывать баллы, которые можно потом превратить в призы. В целом, что государство поощряет активных участников “полезных программ” - это, конечно, хорошо и достойно поддержки. Однако, мне не очень нравится прямой фокус на вознаграждение, будто всё это пользователям предлагается делать ради заработка баллов и обмена их на бонусы. Здесь, получается, происходит попытка подменить мотивацию с полезности чего-либо на награду. Не думаю, что такая подмена мотивации чем-то угрожает взрослому человеку, возможно он и не станет в это вовлекаться. Для ребёнка сама идея, что теперь он будет поддерживать водный баланс не потому что это полезно, а ради баллов, вызывает сомнения. Оформлено всё так, будто делать задания надо именно ради призов и никакого другого смысла в этом нет. В описании задания довольно подробно написано, что нужно сделать, чтобы получить награду, но не написано, какую пользу это принесёт и почему это полезно делать. Скорее всего, часть пользователей будут участвовать в каких-то регулярных активностях вроде завтраков или водного баланса ровно столько дней, сколько нужно для получения баллов. Дальше они будут прекращать это делать, по причине потери мотивации, ведь за 15й день с завтраком никто награды уже не даст. И тогда та логика, которая транслируется в данном проекте уже теряется.

Проект интересен тем, что за счёт партнёрских активностей и бюджетных дотаций, появилась возможность поддержать призами такие задания, за которые раньше ни у кого даже в уме не было кого-то поддерживать и  выдавать призы. В этом плане проект довольно уникальный и полезный: он и раздает полезные бонусы людям, и призывает их к хорошим делам, но сам акцент (особенно если мы говорим про воспитание привычки у детей) слишком сильно смещен на награды и получение призов. Мне кажется, это интересное начинание было немного испорчено именно такими акцентами.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

(см. также кейс Dobro.ru: путь волонтера культуры — примечание от GN!)

Используемые механики

Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Конвертация денег и бонусов
Возможность переводить бонусы в деньги
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.

«Другое Дело» — платформа, на которой пользователи получают бонусы за то, что занимаются саморазвитием, становятся лучше сами и помогают улучшить жизнь других людей. Проект для всех, кто неравнодушен к стране и обществу.

О проекте

В марте предприниматель и победитель конкурса «Лидеры России. Политика» Максим Древаль на заседании Наблюдательного совета президентской платформы «Россия — страна возможностей» предложил президенту Владимиру Путину свою идею создания «Другого дела». Он отметил, что платформа предоставит  возможность постоянно развиваться и приносить пользу обществу, при этом привлекаемую молодежь можно было бы мотивировать и поощрять за саморазвитие и добрые дела. Глава государства поддержал инициативу. Старт выполнения заданий и презентация платформы состоялась 25 июня 2021 года на ежегодном празднике выпускников «Алые паруса» в Санкт-Петербурге. 

Задача

Вовлечь молодежь и всех в созидательную повестку развития себя и мира: общества, людей вокруг. Целевой аудиторией проекта (для начала) выбрали студентов и школьников страны. Далее планируется расширение границ аудитории проекта.

Другое дело: геймифицированная платформа для саморазвития и пользы обществу

Используемые механики

Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Конвертация денег и бонусов
Возможность переводить бонусы в деньги
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.

Решение

Проект размещён внутри социальной сети ВКонтакте, в приложениях и строится на принципах, которые позволяют любому гражданину участвовать в разных общественно полезных и развивающих активностях и получать за это разнообразные вознаграждения.

Инициатор развития платформы, предприниматель и победитель конкурса «Лидеры России. Политика», генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль
«Мы решили идти к своей цели через геймификацию процессов, которые кажутся довольно сложными, ведь многие не знают, как подступиться к развитию различных полезных навыков или начать делать добрые дела. А на платформе будет не только инструкция, но и приятные и полезные бонусы за каждое выполненное задание».

Каждый участник за свои личные достижения получает баллы, которые может обменивать на различные возможности для своего развития и ценные призы от партнеров.

Получить баллы можно за участие и достижения в проектах и конкурсах президентской платформы «Россия – страна возможностей», за волонтерскую, благотворительную и другую общественно-полезную деятельность, а также за успехи в области образования и саморазвития. Также баллы начисляются и за регистрацию - 300 баллов.

На накопленные баллы можно "купить" в виртуальном магазине промокоды на онлайн-сервисы, товары, стажировки, путешествия, экскурсии и другие возможности.

Личный профиль участника

В личном профиле отображены история заданий, количество начисленных баллов за каждое задание. Общее количество баллов и раздел "помощь", в котором подробно описано всё о проекте и его возможностях.

Также в профиле возможно выбрать категорию интересов и бонусов, которые будут отображены в приоритете. Есть фильтр, который позволяет выбрать категорию заданий, количество баллов, город и партнеров. Такой фильтр доступен как для поиска подходящих призов, так и для поиска подходящих заданий. Они одинаковые.

Задания

Все задания разделены на 13 тематических разделов: Топовые задания; Обучение; Творчество; Здоровье; Культура; Животные; Спорт; Добрые дела; Экология; Благотворительность; Волонтёрство; Тесты; Медитация. 

В каждом разделе от 1 до 100 видов «заработка». В среднем, в одном разделе по 7 заданий. Самый объемный раздел по количеству заданий ("заработка") - обучение.

В каждом задании есть инструкция по его выполнению, кнопка перейти к выполнению и в некоторых - поле для ввода кода, подтверждающего выполнение задания.

Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Конвертация денег и бонусов
Возможность переводить бонусы в деньги
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.

Призы и награды

7 разделов «магазина»: Обучение; Товары; Стажировки; Онлайн-сервисы; Скидки; Экскурсии; Мероприятия.

Среди них подписки на доступ к онлайн-кинотеатрам, онлайн-курсам, сувенирная продукция от партнеров, а также экскурсии и стажировки в ведущих компаниях страны, встречи с известными людьми и путешествия в уникальные места.

В частности, Сбер предоставляет скидки и промокоды на сервисы и продукты компаний: СберЗвук, СБЕР ЕАПТЕКА, СберМаркет, СберМегаМаркет, Delivery Club, Ситимобил, Деловая среда, СберМобайл, Рамблер, SberDevices, МРИЯ, подписки на мультимедийный сервис Okko, СберПрайм и СберАвтоподписка, а также обучение в СберУниверситете и Бизнес-школе 2ГИС.

Музыкальный лейбл Black Star представит самым активным участникам платформы проход на сьемку видеоклипа, в студию звукозаписи или за кулисы концерта. Также участников платформы ждут по-настоящему «космические» призы от Госкорпорации «Роскосмос» – экскурсии на космодром Байконур и космодром «Восточный», в Центр подготовки космонавтов, Центр космонавтики и авиации на ВДНХ и Московский музей космонавтики.

Стоимость бонусов очень разнообразная, от 195 баллов до 548 тысяч баллов за один бонус.

Результат

За два месяца более 25 тысяч участников присоединились к платформе «Другое дело». Участники выполнили более 10 тысяч заданий и заработали более 3 миллионов баллов.

Инициатор развития платформы, предприниматель и победитель конкурса «Лидеры России. Политика», генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль
«Такая статистика вполне отвечает современным тенденциям. Наше недавнее исследование молодежной аудитории показало колоссальный запрос на интеллектуальный контент – современное поколение молодежи стремится к саморазвитию, тратит на это значительное количество времени и готово учиться даже на отдыхе. А платформа «Другое дело» позволяет еще и получить за это подарки»

К проекту также присоединились более 50 партнеров – крупных компаний, некоммерческих организаций, государственных структур, которые публикуют задания и предоставляют призы самым активным участникам.

Комиссаров Алексей , Генеральный директор, «Россия-страна возможностей»
генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.
«Участники охотнее всего выполняют задания в сфере обучения (50% пользователей) и здоровья (30% пользователей). Также пользуются популярностью задания в сфере благотворительности. Наиболее популярными стали обучающие задания по предметам школьной программы, прохождение тестов по профориентации, ведение дневника питания, выполнение дыхательных упражнений и медитаций», – пояснил генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров.

Используемые механики

Магазин призов
Возможность самим выбирать свою награду за игровую валюту
Выгода поделиться
Возможность получить игровое преимущество за то, что поделился ссылкой с друзьями или в соцсетях
Игровая валюта
Использование виртуальной валюты, чтобы вознаграждать или влиять на выбор пользователя
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Конвертация денег и бонусов
Возможность переводить бонусы в деньги
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.

Источники: rsv.ru, gazeta.ru, drugoedelo.ru, lenta.ru, vk.com


В продолжение темы: