Оглавление “Книги кейсов”

Dobro.ru: путь волонтера культуры

Комментарий эксперта

Добро.ру и идея пути волонтеров – очень особенный для меня проект. Это тот случай, когда заказчик переделывал свой онлайн сервис с нуля и была возможность создать и новый интерфейс, и новые сценарии взаимодействия, и новую главную страницу. Мы имели максимальную свободу, ограниченную разве что бюджетом и сроками (но геймификация не настолько дорогостоящая вещь, чтобы бюджет нас сильно ограничивал).

Я занимался концепцией пути волонтеров и сейчас кратко расскажу, в чём смысл этого подхода. Зарегистрироваться на портале “Волонтёры России” или Добру.ру (как это сейчас называется), в общем-то, можно было и раньше. Как всё происходило: обычный пользователь приходит на сайт, регистрируется, выбирает мероприятие и дальше в нем участвует. Но дело в том, что в процессе довольно сильно падает конверсия: не каждый пользователь посетивший сайт регистрируется, не каждый зарегистрированный находит себе мероприятие, в котором он хотел бы поучаствовать и не каждый пользователь, даже выбрав мероприятие, потом реально куда-то приходит участвовать. На каждом этапе есть свой отсев и объясняется он не только тем, что волонтёр может потерять свою мотивацию, но и тем, что в целом этот путь довольно долгий и сложный. Регистрироваться обычно никому не нравится. Пользователь, который ещё не знает, зачем ему это надо, скорее не будет регистрироваться. Найти себе мероприятие - тоже довольно сложно и непонятно. Новичок может не чувствовать себя готовым куда-то реально пойти волонтёрить и тратить свое время (обычно мероприятия длятся несколько дней). Практика опросов и работы с пользователем показали, что каждый волонтёр, перед тем как он запишется и отправит свое первое мероприятие, проходит некоторый путь. Для начала он должен найти то, что его влечёт. Влечет его не конкретное мероприятие, а, скорее, определенная сфера. Ему нравится благотворительность или культурные мероприятия и тусовка, которая возникает вокруг таких мероприятий. Или же у него есть медицинские навыки и он хочет быть волонтером культуры. В каждом случае пользователь как-бы созревает постепенно, изучая эту область. Где-то необходимо пройти обучение, где-то человек хочет, например, ездить по детским домам или по домам престарелых и помогать им, но случайного человека волонтерские организации туда запустить не могу. Организации должны сначала волонтёра обучить, убедиться, что он вменяем. Как минимум, получить его персональные данные, без этого точно не может отправиться никакой волонтер к детям или к старикам. Всё это тоже довольно сложно.  И тогда мы поняли, что тот путь, который каждый волонтёр так или иначе проходит (медленно или быстро, легко или сложно), нужно сделать более предсказуемый и более наглядным. Отсюда родилась концепция пути волонтера, на котором бы вместе изображались и задания, которые необходимо сделать, и новые возможности, которые пользователи могут получить в процессе. Такой путь был бы, с одной стороны, наглядным и предсказуемым, а с другой — достаточно конкретно-специфичным, чтобы пользователь мог увидеть в нём себя. Поэтому сейчас мы имеем несколько путей. Отдельный путь для волонтера культуры, отдельный путь для волонтера медика и отдельный путь для каждого вида волонтеров. Соответственно, и контент, и возможности, открываемые на пути, и мероприятия в процессе необходимы тоже везде свои. Также интересной задача было - учесть тех пользователей, которые пока сами не готовы записаться на мероприятие, но они откликнуться на заявку, если к ним поступит приглашение. Для этого мы ввели функцию “Готов помогать”. Пользователь может нажать такую кнопку у тех организаций, которые ищут помощь и тогда ему будут поступать приглашения участвовать во всех мероприятиях данной организации. 

Я был очень рад поучаствовать в этом проекте. Путь волонтера -  это довольно глобальный проект, который был совмещен и с редизайном, и с переосмыслением всего портала и пользовательского опыта. Новые элементы геймификации еще будут продолжать появляться на Добро.ру в ближайшие месяцы.

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Сертификат
Документ, официально подтверждающий участие или прохождение
Велком-сценарий
Ведем пользователя за ручку, пока он не разобрался
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия

Dobro.ru - экосистема для развития волонтёрства и гражданской активности. Сайт, объединяющий более миллиона добровольцев и тысячи организаций. Включает в себя всероссийские и зарубежные движения помощи, обучающую платформу, аналитические данные по развитию волонтерского движения в стране, конкурсы для участников проектов, новостной тематический портал и др.

Задачи

"Существовавший общероссийский портал для волонтеров представлял собой обычный реестр организаций, ему требовались новые сервисы и комплексная трансформация для обслуживания растущего числа пользователей. Глобальной целью проекта было помочь любому желающему легко выбрать и присоединиться к доброму делу себе по душе, и таким образом способствовать дальнейшему развитию волонтерства в России. Создать обновленную версию портала для волонтеров, он должен представлять собой персонализированный сервис с динамическим контентом, рассчитанный на работу миллионов пользователей" – создатели проекта.
Dobro.ru: путь волонтера культуры

Используемые механики

Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Сертификат
Документ, официально подтверждающий участие или прохождение
Велком-сценарий
Ведем пользователя за ручку, пока он не разобрался
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия

Решение

Путь волонтёра культуры - персональный интерактивный план развития и роста, где пользователь двигается по своему пути, а платформа сохраняет и показывает все его достижения и награды. Это индивидуальная траектория развития волонтера в зависимости от выбранной сферы деятельности. У волонтеров-медиков и волонтеров культуры “путь” будет разный, но одинаково увлекательный. Мы рассмотрим далее путь волонтера культуры.

Метелев Артем Павлович / RUNET-ID
Председатель совета Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев
"Мы провели ряд исследований и приняли решение о перезапуске, который завершился в начале весны 2020 года. Новая версия DOBRO.RU позволит проекту стать более понятным, ярким и доступным. DOBRO.RU стал целой экосистемой сервисов для развития волонтерства и гражданской активности в стране".

Личный профиль волонтера

В личном профиле отображены путь, опыт и вклад волонтера: кол-во отработанных часов, награды, процент выполненных заданий, мероприятия и др.

Задания

Пользователю на данный момент доступно 27 разных заданий. От прочтения статьи про особенности направления, до накопления определенного количества волонтерских часов.

Задания можно проходить только поочередно, следующий этап будет разблокирован только после успешного завершения предыдущего. Формулировки заданий "живые" с использованием эмодзи и мотивирующих формулировок, что позволяет легче воспринимать поставленные задачи и с большим энтузиазмом проходить свой "путь".

Давайте рассмотрим некоторые из предложенных заданий подробней.

Задание 3 подразумевает выбор наиболее интересующих направлений деятельности волонтера культуры. Такой выбор позволяет делает более релевантную подборку мероприятий для конкретного пользователя.

Задание 4 предлагает волонтеру пройти обучение (базовый курс "Волонтерство культуры") на специальной образовательной платформе (Онлайн-университет социальных наук) и получить по его итогу сертификат, подтверждающий полученные знания.

В онлайн-университете есть несколько курсов. На первой странице каждого курса сразу указано количество модулей, уроков и необходимое кол-во часов для освоения материалов. Это позволяет оценить объем курса, 1 час и 6 уроков - это не так много, что также делает процесс обучения более привлекательным. Внутри университета тоже есть личный профиль "студента", в котором отображается кол-во набранных баллов, завершенные и текущие курсы и уровень пользователя.

Каждый курс содержит в себе обучающие короткие видео и дополнительные материалы доступные для скачивания. Видео уроки длятся 5-9 минут и имеют текстовое сопровождение некоторых важных деталей.

По итогу мини-модулей нужно пройти тест из 1-3 вопросов. Тест засчитан только если все ответы верны.  

Если в тесте допущена ошибка, его можно пройти заново. Количество попыток не ограничено.

По каждому курсу отображен прогресс его изучения и количество набранных баллов по итогам мини-тестирований.

По окончанию курса выдается электронный сертификат, подтверждающий освоение курса.

Задание 6 приглашает пользователя стать волонтером и заявить о своем решении в программе, нажав на кнопку "готов помогать". При желании можно сразу выбрать мероприятие для волонтерской работы.

Задание 7 продолжает приглашать в волонтерскую работу и предлагает пользователю уже не просто выбрать понравившиеся мероприятия, но и подать на него заявку. Платформа подсказывает и обучает пользователя в процессе выбора вакансий.

Волонтерская книжка

В личном кабинете у каждого пользователя доступна его электронная волонтерская книжка - портфолио, которое подтверждает полученный опыт. На основе данных волонтерской книжки некоторые вузы начисляют дополнительные баллы к ЕГЭ и надбавку к стипендии. Часть работодателей отдает предпочтение соискателям, которые имеют подтвержденный опыт волонтера.

«Волонтерство приносит пользу не только получателям помощи, но и самому добровольцу. Занимаясь добровольчеством, человек прокачивает свои навыки, получает профессиональный опыт (как, например, волонтеры-медики), развивает soft skills, учится. Все это очень пригождается в дальнейшей профессиональной карьере. “Путь волонтера” - увлекательный проводник по этим новым знаниям, навыкам, опыту. Волонтер постепенно приобретает их, выполняя одно задание за другим и получая по дороге бонусы и ачивки». - Руководитель проекта DOBRO.RU Матвей Масальцев

Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Сертификат
Документ, официально подтверждающий участие или прохождение
Велком-сценарий
Ведем пользователя за ручку, пока он не разобрался
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия

Результат

На портале зарегистрировано:

Метелев Артем Павлович / RUNET-ID
Председатель совета Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев
"В 2019 году мы увидели сильный рост всех показателей единой информационной системы. Например, более чем в два раза увеличилось количество зарегистрированных волонтеров - с 501 831 по состоянию на 31 декабря 2018 года до 1 237 234 на 12 февраля 2020 года. Каждый день у нас в системе в среднем регистрируется по 3,5 тысячи пользователей."

Используемые механики

Визуализация прогресса
Наглядная визуализация развития пользователя в рамках проекта, основанная на его пользе и ценностях
Сертификат
Документ, официально подтверждающий участие или прохождение
Велком-сценарий
Ведем пользователя за ручку, пока он не разобрался
Квест с заданиями
Конкретные шаги для достижения конкретной цели
Вторая попытка
Возможность исправить результат с помощью повторного прохождения
Прокачка уровней
Делаем прогресс пользователя измеримым и наглядным
Профиль пользователя
Место, где отображаются все достижения и игровые параметры пользователя
Разблокирование контента
Используем внутреннюю познавательную мотивацию пользователя
Виртуальная награда
Награда или трофей, который необходимо заслужить, приложив усилия
Конкурсы

Источники: dobro.ru, iss.digital, kp.ru

В продолжение темы: