Оглавление “Книги кейсов”

Социалистическое соревнование в СССР, как пример геймификации

Некоторые западные авторы первым успешным примером геймификации называют социалистическое соревнование в СССР. Оно обладало атрибутами современного игрового процесса: фабрики и рабочие должны были конкурировать друг с другом в рамках систем, которые имеют некоторое сходство с современной игровой механикой, а успех в игре символически вознаграждался за свою производительность. Команды соревновались, чтобы увидеть, какая сторона прогрессирует быстрее всего. Также присутствовало заимствование стратегии символической мотивации, – награждение путевками, дипломами, орденами, переходящими знаменами. Производственные соревнования совмещались со спортивными состязаниями и культурно-массовыми мероприятиями союзного масштаба, в которые были вовлечены десятки миллионов граждан. Это было попыткой использовать подлинную конкуренцию как в спорте вместе с культурными аспектами, как часть геймификации промышленного производства СССР.

Источник: octalysis.ru

Используемые механики

Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Рейтинг сотрудников
Визуальное отображение лучших сотрудников, соответственно их достижениям
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Ограничение времени
Задания, которые нужно выполнять и быстро, и правильно
No items found.

То, как было построено социалистическое соревнование в СССР действительно очень похоже на современную геймификацию. Здесь есть и материальная награда (ордена, дипломы, переходящие знамена), и “спортивная конкуренция”, и гонка к некоторой большой общей цели. Разберём эти механики более подробно по очереди. 

Основой социалистического соревнования, идеи пятилеток было внедрить понимание в головы всех, что у страны есть определенная цель: достижения показателей и выход на определенный объем производства к определенному году. Эта цель достаточно важна, чтобы призывать всю страну двигаться к ней. Каждый сам мог отслеживать тот вклад, который вносит и успех, если он будет достигнут, связывать с своим трудом. Именно этого во многих современных компаниях сейчас пытаются добиться, рассказывая всем сотрудникам о целях стратегических и финансовых, на которые выходит компания. В случае с целой страной, естественно, вовлеченность и ощущение причастности было ещё больше. Все понимали, что от успехов, которых они достигнут будет зависеть и положение страны в мире, и жизнь обычных жителей страны.

Вопреки мифам»: как пятилетки изменили экономику СССР — РТ на русском

Насколько можно судить по публикациям и отзывам дедушек и бабушек — эти цели были понятны и они принимались. Действительно большая часть общества делала много усилий, чтобы цель была достигнута. Даже некоторые, возможно не очень сознательные граждане, оперировали цифрами, судили о том, что возможно, что нет, как лучше достичь показателей, давали советы друг другу и государству. Всё это — показатель довольно высокой вовлеченности и заинтересованности. Показатель того, что все ощущали эту цель, как свою и даже упрекали других коллег, кто был не столь воодушевлен, что они недостаточно сознательны и недостаточно любят свою родину. Понятно, что это также результат некоторой пропаганды и идеологии. Едва ли кто-то хочет такими же методами добиваться подобных целей сейчас. Нам интересно, за счёт каких инструментов это достигалось, какие “игровые механики” были использованы, помимо идеологической накачки и как такие сложные вещи стали понятны и близки обычным работягам.

Упрощение цели — большая общая понятная цель

Первое, что они использовали — это некоторое упрощение целей. Если сказать на всю страну, что нам надо выйти на производство стольких-то миллионов тонн или тысяч тонн угля, то это, конечно, само по себе не вполне понятно. Никто эти тысячи тонн не считает, сложно сказать, много это или мало. Когда есть конкретная цифра, когда есть план, который спускается сверху, тогда возникает ощущение, что цель проста. Сейчас мы добыли 5 тонн, теперь надо просто повторить это несколько раз, еще важно, чтобы все так же это повторили. Я бы не сказал, что работники или даже директора заводов реально могли повлиять на достижение такой цели. Но цель, превращенная в лозунг, который можно заучить и напечатать во всех газетах точно создаёт ощущение, что она понятна: цель — провести X миллионов тысяч тонн угля и очень хорошо понятно, как эта цель зависит именно от нас.

Хитрый план, который сработал. К годовщине первой пятилетки: историческая  правда России от РВИО - История России

Всеобщее открытое публичное соревнование

Здесь заложена идея о том, что твоё дело — это не только ты и твой завод, но также и вся страна. Через практику соревнований, с реальными цифрами можно видеть, что делаю я, а что делает другой завод, который, казалось бы, такой же. Хотя, может быть, на деле он или больше в несколько раз или меньше. Выработку каждого завода легко сравнивать между собой и можно было бы или радоваться, что вот мы кого-то обогнали или наоборот пытаться поднажать и догнать возможно непостижимого конкурента. Основная польза в том, что все соревнующиеся работают на общую цель и нет реальной необходимости обогнать кого-то. Игра не в этом, у государства нет цели выявить, какой завод самый эффективный, хотя бы потому, что не все их можно сравнивать. Но если каждый завод будет стремиться к первенству, то в сумме они уж точно дадут больше, чем если бы каждый завод считал, что никого не нужно сравнивать и просто бы делал своё дело. Это соревнование не вполне честное и довольно сильно упрощенное. Цель — общий результат, именно так это позиционировалось. Об успехах докладывали, как об общей победе, а не как о том, что один завод молодец, все остальные не молодцы, потому что они не на первом месте.

Итоги выполнения первой пятилетки - Школьная История

В современных проектах цифровые технологии позволяют дать намного большую свободу выбора. Более распространены онлайн-магазины наград и призов, когда сам сотрудник или сама команда могут выбрать, чтобы они хотели в качестве награды. Это, естественно, намного лучше работает с точки зрения мотивации, потому что не всем хочется поехать куда-то в пансионат отдыхать на море. Если есть большой список или магазин, то можно там точно найти что-то близкое себе. Получается, что каждый стремится к цели одной, но в итоге хочет что-то своё и стремиться к какой-то своей маленькой награде. Тогда (во времена СССР) это было технически очень сложно и даже невозможно, поэтому чаще использовались некоторые универсальные призы, которые предлагалось хотеть всем, что довольно эффективно тоже работало. Новые квартиры или возможность купить автомобиль, холодильник, если этого нет, то, конечно, на многих найдет отклик. Сейчас базовые потребности многих закрыты, поэтому в роскоши уже такой общности нет. 

Используемые механики

Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Рейтинг сотрудников
Визуальное отображение лучших сотрудников, соответственно их достижениям
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Ограничение времени
Задания, которые нужно выполнять и быстро, и правильно
No items found.

Награды отличившемся

Понятно, что не все сотрудники работают ради цели и даже не всех из них заставляет работать указание начальства. Тогда и уж тем более сейчас, можно было вполне эффективно сопротивляться подобным лозунгам или давлениям начальства и говорить, что я и так делаю всё, что можно. Даже в такой идеалистической стране, как СССР, использовались материальные награды, такие как путёвки и премии. Многие из тех благ, которые выдавались в наградах были дефицитными и просто так поехать на море в какой-то пансионат было довольно сложно (или не было места или это было дорого). По путёвке можно было поехать фактически за бесплатно и к этому реально многие стремились.

Как в СССР ездили отдыхать на курорты | Репортажи из СССР | Яндекс Дзен

Так сотрудник мог работать даже не за блага для себя, а за блага для близких. Эта система была поставлена очень широко. Подобные награды были достаточно массовыми и даже необязательно, чтобы твой завод выиграл. Завод должен выполнить план, но награды раздавались не победителям в гонке, а отличившимся хорошим трудом. Даже если завод не был на первом месте, но просто выполнил свой план, выполнил задачу, которая на него возлагалась. При этом в позиционировании и в самой реальности точно материальная награда не была основным стимулом. Для кого-то да, но официально и масштабно всё-таки всё это делалось не ради награды и это тоже важно. Так материальным наградам почти нечего возразить, нельзя сказать, что награда маловата и надо бы добавить раза в два. На такой аргумент будет легкий ответ: “ты что работаешь за награду, ты должен и без награды хотеть то же самое, потому что это наше общее дело, потому что это наша страна, это наш завод и только так мы станем жить лучше в будущем” (та самая большая цель).

Нематериальные награды в мире до интернета и мобильных приложений

Не менее эффективно и эффектно работали также нематериальные признаки соревнований, такие как ордена, переходящие знамена, вымпелы, благодарности и дипломы. Даже в тех случаях, когда какой-то материальной награды нет. Чтобы соревнования не жило только в новостях и, соответственно, там оно хоть и массово прочитывается, но легко забывается. Появились такие признаки статуса и успешного прохождения соревнований, которые оставались вместе с заводами. Например, ордена и обладание той или ной высокой наградой, которая даже становилась частью названия завода. 

«Дважды орденоносный завод имени Сталина выпустил сверх плана восемь самолетов Ил-4 и 3 тыс. мин, а завод № 540 перевыполнил план на 500 тыс. патронов. Завод имени Куйбышева выполнил на 136% план по горно-вьючным минометам и на 104% по авиабомбам, а Свирский завод наркомата химической промышленности вдвое превысил апрельский план по выпуску белого и металлического мышьяка»

Переходящие знамена, как и ордена — это то, что в современной геймификации ассоциируется с названиями и бейджами. Их тоже не принято забирать назад они вечно остаются с тем, кто их получил, иногда отображаются рядом с аватаркой, если это звание достаточно значимо для всего сервиса и другим пользователям это будет видеть интересно.

Также были и временные звания, так называемые переходящие звания. Например, вымпелы и знамена. Это больше ассоциируется с обладанием и нахождением в рейтинге. Например, топ-10 креативное агентство, топ-3 по рекламе или номер один цифровой банк Европы.

Тинькофф» станет титульным спонсором Российской премьер-лиги по футболу -  Ведомости
"Тинькофф Банк признан лучшим розничным онлайн-банком в мире в 2018 г. (Best Consumer Digital Bank) в рамках премии Best Digital Bank Award международного журнала о банках и финансах Global Finance. Мобильное приложение Тинькофф стало лучшим в мире среди всех розничных банков (Best Mobile Banking App)".

Это звание можно было потерять и с точки зрения геймификации, и с точки зрения самой игры, и социального соревнования это имеет смысл. Это наоборот, удерживание такое звания в течение долгих лет привело бы к стагнации и неэффективности всего соревнования.

Используемые механики

Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Рейтинг сотрудников
Визуальное отображение лучших сотрудников, соответственно их достижениям
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Ограничение времени
Задания, которые нужно выполнять и быстро, и правильно
No items found.

Всё и вместе

Так как соревнование было достаточно нединамичным и прогресс обновлялся раз в год (вымпелы получались, знамёна переходили, планы корректировались и достигались достаточно редко), всю эту большую систему нужно было сделать как-то более динамично. Для этого использовалось совмещение — одновременная работа всех идей. Это и соревнования, и тут же глобальная цель, здесь же выдаются на время отпусков какие-то путёвки, и этим распределением уже занималось руководство каждого в отдельности, а государство обеспечивало этот механизм. Всё это совмещается и с параллельными спортивными состязаниями. Например, для того, чтобы снять ощущение проигрыша, когда какой-то завод всё-таки лучше нас показывает результат, мы делаем акцент на том, что мы зато его в футбол выиграли. Это с одной стороны, приятно выигравшим и позволяет не падать духом и при этом продолжать стараться, потому что всем, конечно, очевидно, что футбол не столь важен, как выполнение плана и заказа партии. С другой стороны, это же легко и обесценить тех, кого выиграли (можно считать, что это футбол, мы в следующий раз конечно победим, но это не так важно и не так значимо). На это глобальное социалистическое соревнование во всех сферах работы и спорта можно смотреть под разными углами (так один лучше, так другой лучше так, так мы молодцы, а тут нам ещё нужно поработать). Это порождает больше триггеров внутри и об этом соревновании естественно все помнят не один раз в год, когда ведётся подсчёт, а постоянно. Об этом пишут постоянно и во внутренних стенгазетах, и в российских газетах.

Об этом вы прочтете в стенгазете… | BACK IN USSR | Яндекс Дзен

Также соревнование становилось частью культуры. С одной стороны, во многих откликалась их природной азартностью, с другой стороны, мотивировала человека стараться везде, куда бы он ни пришел. Даже если это соревнование сейчас не объявлено, можно кинуть вызов или начать гордиться ещё до того, как пришли какие-то мастера глобальной игры и начали всех сравнивать. Это спайка, где отношение ко всем людям, как к гражданам единой Великой страны, где мы все вместе. Мы все вместе выигрываем и ты работаешь ради меня, я ради тебя. Параллельно с этим соревнование, которое может проявится на любом уровне (какой класс в школе больше металлолома сдаст и какой завод быстрее сделает конверсию и новый продукт внедрит, и кто просто больше произведет продукции и добудет сырья).

Всё это одновременно порождает много разных чувств, и зависть, и любовь, и гордость, и азарт, и желание вовлекать всех — своих соседей, детей, родных вот в эту общую цель. В это соревнования или хотя бы как призыв гордиться тем, что вот твой папка в этом всём участвует в такой Великой стройке, в таком движении к великой цели. Всё это также порождает очень мощный драйв. Я считаю, что не в последнюю очередь благодаря таким “игровым механикам” долгое время жители Советского Союза были идейными несмотря на то, что такая работа не всегда приносила эффект и, по сравнению, с развитием других стран, может быть, это не было объективно так уж хорошо и эффективно. Но драйв, любовь и честное прямое стремление точно присутствовали у большой части общества вплоть до семидесятых годов.

В современных системах геймификации такое одновременное смешение контекстов чаще не практикуется и склоняются к какой-то более простой и ясной игре. Мы можем намного чаще давать обратную связь, пользователь может практически каждый день, каждую недели или, на крайний случай, каждый месяц видеть, как собственные результаты, так и глобальные результаты соревнований. Тут нет необходимости накручивать так много стимулов вместе. Из-за этого подход не становится каким-то неверным. Если бы этой обратной связи постоянной не было, то тогда было бы возможно эффективно использовать разные стимулы, чередующиеся и перекрывающие друг друга, при этом не было бы перегрузки по сообщениям, это не порождало бы такой спам и излишнее навязывание сотруднику.

Используемые механики

Командные цели
Постановка ясной, достижимой и измеримой цели для команды
Соревнование
Соревнование на короткое время высвобождает много энергии и создает азарт
Звания и статусы
Отражают опыт и авторитет пользователя
Персональный рейтинг
Числовое отражение авторитета пользователя, формируемое другими пользователями
Рейтинг сотрудников
Визуальное отображение лучших сотрудников, соответственно их достижениям
Достижения
Отражают достигнутые успехи пользователя
Ограничение времени
Задания, которые нужно выполнять и быстро, и правильно
No items found.

Автор статьи: Илья Курылев

Источники: ogirk.ru, dmitrschool04.ru

Карта сайта