Оглавление “Книги кейсов”

“Not yet” или "Сила веры в то, что я могу совершенствоваться": о фиксированном мышлении и мышлении роста

Комментарий эксперта

Педагоги давно ведут разговоры о том, что система школьных оценок, традиционная пятибалльная или в Америке – буквы алфавита, не очень полезна для ребёнка. Хотя, казалось бы, она даёт детальную обратную связь о том, насколько он хорош. Зачастую, дети в школе стараются получить хорошую оценку и делают то, на что они в данный момент способны. Но иногда в ответ они получают плохую оценку (все мы знаем, что такое плохие оценки, зачастую, даже тройки считают плохими оценками, требующими исправления в школе или наказание у родителей). Хотя, формально тройка – это оценка удовлетворительно, то есть, учителя удовлетворил результат, который ребёнок достиг. В итоге школьная система свёртывается до трех оценок: “отлично” – пятёрка, “хорошо” – четвёрка и как бы “плохо” – тройка и ниже. Оценки один и два используются только в том случае, когда ребёнка нужно дополнительно наказать и он просто обязан сделать что-то ещё – исправить эту оценку. Можно сказать, что такой оценки не существует и она не отражает какие-то знания и не может присутствовать в табеле ученика. Так мы уже имеем три оценки, вместо пяти. Важно понимать, что мы хотим сказать этой оценкой ребёнку. Едва ли мы хотим оценить его, повесить на него некоторый ярлык “хорошист”, “отличник” или “троечник”. Едва ли мы хотим публично сравнивать всех детей и говорить о том, кто сделал лучше, а кто сделал хуже, хотя, по факту, именно это и делается. Если посмотреть суть, то оценка некоторой письменной работы даёт обратную связь о том, достаточно ли хорошо ребёнок разобрался в теме или ещё не достаточно и ему нужно улучшить свои знания по этому вопросу. Естественно, существуют эксперименты, когда систему оценок заменяют на более простую, которая не пытается как-то оценить ребенка или его знания, а дает прямую обратную связь о том, что он уже освоил эту тему или еще нет. Об этом опыте в школе Чикаго и о той теории, которая стоит за таким подходом, и написано в этой статье. По-английски это звучит "not yet", по-русски можно перевести как “пока недостаточно”. В английском, конечно, звучит намного лаконичней и ближе к тому языку, на котором общаются дети. Я не предлагаю всем перейти на такую систему оценок и говорить ребёнку “пока недостаточно”, но предлагаю оценить сам подход. 

Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!

Используемые механики

No items found.
No items found.

Оценка, формирующая мышление роста

“Not yet”, "Пока недостаточно" – оценка, формирующая мышление роста.

Кэрол Двек, выдающийся психолог из Стэнфордского университета, известная своими новаторскими исследованиями мотивации личности, в своей презентации TED “The Power of Believing You Can Improve” объясняет силу этой оценки через типы мышления.

Фиксированное мышление и мышление роста

Кэрол выделяет два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста. В зависимости от типа, человек по-разному реагирует на сложные для него задачи и на то, как с этими задачами справляются другие. Люди с фиксирующим типом мышления имеют ограничивающие убеждения и склонны чувствовать себя ничтожеством, если получают задачу сложнее, чем они выполняли обычно (в спорте, в работе, в учебе – где угодно). Они чувствуют, что потерпели неудачу и их интеллект подвергся осуждению. Они не готовы к “негативному” фидбеку и успехам другим, они планируют, как обмануть систему к последующей оценке результатов, чтобы казаться “лучше”. Люди с типом мышления роста, наоборот, рады сложными задачами, они воспринимают их как новый вызов, видят в сложных задачах возможности для своего роста и понимают, что их способности можно развивать. В успехах других они видят истории успеха и вдохновляются ими. 

Ученые измерили электрическую способность мозга каждого типа мышления, когда мозг столкнулся со сложной задачей. У фиксированного типа почти нет активности, они бегут от сложной задачи, не вовлекаясь в нее. Мышление развития видит, что способности могут развиваться, такие люди вовлечены в задачу, их мозг в “огне”, они обрабатывают задачу и учатся на этом. 

“Сила пока недостаточно”: как развить мышление роста

Оценка "Пока недостаточно" позволяет помочь человеку понять, что то, что он не смог сделать сложную для него задачу сейчас – это не означает, что все кончено. Он сможет её сделать немного позже, что у него есть для этого потенциал. Кэрол считает, что для смены мышления с фиксированного на мышление роста для начала нужно поверить в то, что “я могу стать лучше, может быть, не сейчас, но когда-нибудь точно могу”, и развить в себе "чувство пока еще недостаточно". 

Кэрол Дуэк — МИФ
Кэрол Двек, выдающийся психолог из Стэнфордского университета
“Мы хотим выработать самодисциплину, добиваться большего, быть лучшим родителем, коллегой, другом или братом или сестрой. Проблема, однако, в том, что мало кто из нас верит в то, что мы действительно можем стать лучше. Но удивительная реальность заключается в том, что мы можем, если действительно поверим в это”.

Также Кэрол предлагает 3 этапа перехода от фиксированного мышления к мышлению роста:

Шаг 1. Осознайте свои ограничивающие убеждения и свои негативные высказывания в свой адрес и запишите их. Постарайтесь не заниматься самобичеванием и не критиковать себя, просто присутствуйте при этом и наблюдайте.

Шаг 2. Поверьте, что вы можете измениться. Для того чтобы изменить любое убеждение, вы должны верить в три вещи:

У вас есть выбор. Вы можете либо верить, что убеждения можно менять, что вы можете их изменить и что вы можете изменить их сейчас. Либо вы можете не верить ни во что из вышеперечисленного и ничего не менять, это тоже выбор. Вы можете нежиться во власти взгляда “пока недостаточно” с возможностями для роста “я смогу” или быть охваченным тиранией настоящего “я не могу и не умею”. 

Шаг 3. Отвечайте на негативные мысли позитивным самовнушением. Для каждой негативной мысли запишите контраргумент. Таким образом, каждый раз, когда вы говорите себе: "Какой в этом смысл? Я уже пробовал бегать и бросил через неделю", вы можете ответить: "Это потому, что у меня не было стратегии. Теперь она у меня есть, и я буду ее придерживаться".

Кэрол Дуэк — МИФ
Кэрол Двек, выдающийся психолог из Стэнфордского университета
“Конечно, развитие мышления роста требует времени и усилий, но со временем, с достаточной практикой, ваши контраргументы станут автоматическими, и вы будете действовать по-другому. Каждый раз, когда человек выходит из своей зоны мыслительного комфорта, чтобы узнать что-то новое и трудное, его мозг формирует новые нейроны и новые более прочные нейронные связи. Так человек может стать умнее”. 

Как развить мышления роста у детей

Для развития мышления роста у детей нужно:

Кэрол и ученые для этого создали математическую онлайн-игру, которая вознаграждает проявления установок мышления роста. В ней ученики награждаются за усилия, стратегию и прогресс. Обычная игра вознаграждает за правильные ответы, а это за сам процесс. 

Используемые механики

No items found.
No items found.

Видео с выступления Кэрол Двек:

Используемые механики

No items found.
No items found.
"Дело не в том, что вы не можете это сделать, а в том, что в не можете сделать это сейчас".  – Кэрол Двек, выдающийся психолог из Стэнфордского университета

Используемые механики

No items found.
No items found.

Автор статьи: Илья Курылев

Источники: samuelthomasdavies.com, youtu.be