Оглавление “Книги кейсов”

Arzamas: образовательные мини-игры для лучшего понимания истории

С историей есть одна сложность — в отличие от точных наук, где надо просто запомнить правила и уметь решать типовые задачи, где теоремы и формулы всегда можно подсмотреть, историю не надо просто заучивать. Для того, чтобы историю просто запомнить там слишком много информации. Ученик довольно быстро может забыть то, что он выучил. В истории цель — сделать так, чтобы ученик задумался, познакомился с историческими деятелями, чтобы понял их логику и развился, как личность. Для того, чтобы лучше понять — лучше всего прожить, не просто прочитать набор факторов и взаимосвязей, а в идеале ученик должен очутиться в этой истории. Ему нужно представлять себя участником, задумываться о том, чтобы сделал он, пытаться осмысливать реальные последствия. Не оценивать с точки зрения хорошо/плохо. Для решения этой цели нет ничего лучше, чем поиграть и поучаствовать себя в некоторой собственной истории, попробовать добиться другого исхода в той же самой политической ситуации. Или попытаться выжить, принимая решения, с которыми сталкивались все деятели той эпохи. Обычно такие игры довольно сложно создавать, но Арзамас нашел простую, лаконичную и при этом совершенно глубокую форму. В итоге создал десятки подобных игр для иллюстрации и в качестве дополнения к разным историческим курсам на своей платформе. Посмотрим здесь три такие игры. Несмотря на общий движок, они не очень то похожи друг на друга. Все они глубоко основаны на истории. Все упомянутые там факты — реальные факты. Количество ситуаций, в которые может попасть игрок тоже многообразно. На мой взгляд, это прекрасные примеры News Games, так называемых новостных игр, где некоторая новость или определённые знания подаются пользователю не в виде информации, а в виде интерактива. Все эти игры доступны до сих пор и даже без подписки, поэтому очень рекомендую попробовать поиграть в них самостоятельно.

Используемые механики

Визуализация последствий
Отображение последствий действий пользователя в прошлом или будущем
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
No items found.

Arzamas — просветительский проект, посвящённый истории культуры. The Calvert Journal называет Arzamas «одной из лидирующих российских платформ самообразования». Основа сайта — курсы по истории, литературе, искусству, антропологии, философии, о культуре и человеке.

Дзядко Филипп Викторович - Персона РФ
Филипп Дзядко, главный редактор просветительского проекта Arzamas
"Мы стараемся разговаривать с разными аудиториями. Ищем для каждой свой язык и свои формы подачи. Задача Arzamas – быть связным между гуманитарным ученым и публикой, которая, может, и не знает, что ей будет интересно услышать о досуге в средневековом городе, запахах Парижа в эпоху Реставрации или субкультуре гомосексуалов в дореволюционном Петербурге. Мы – переводчики уникальных знаний на доступный язык. То знание, которое Arzamas передает от ученого всем на свете, обладает невероятной силой – силой объединения тех, кого разделили социальные, возрастные, правовые, религиозные и прочие границы. Одна из причин, почему я занимаюсь популяризацией культуры, – разрушать границы, которые неумные и необразованные, неинтересные люди выстраивают. Говорить, что жизнь, красота и знание – это главные ценности".

Как победить в дипломатической игре

Игра о тонкостях международной политики времен Семилетней войны, написанная к теме урока «Внешняя политика России в середине XVIII века».

Поиграть в игру можно на сайте Arzamas.

Игроку предлагается попробовать себя в роли главы дипломатической службы России во время Семилетней войны. Основная задача — заключить как можно больше военно-политических союзов. При этом игрок может не всту­пать в ту коалицию, частью которой Россия стала в реальности: например, он может подружиться с Пруссией и объявить войну Австрии. Правда, предлагать союзы всем подряд не получится: чтобы достичь цели, нужно внимательно читать справки о государствах, учитывать постоянно меняющуюся международную ситуацию и продумывать дипло­матическую стратегию.

Игра посвящена одной из самых сложных тем — редкий школьник назовет участников Семилетней войны и ее предпосылки. Одна из причин такой ситуа­ции — крайне запутанная дипломатическая история этой войны. Игра призвана помочь разобраться, «кто есть кто» в Семилетней войне.

Суть игры

На карте Европы отмечены восемь стран, с которыми можно взаимодействовать в ходе игры. Задача игрока — заключить как можно больше военно-политических союзов с любыми из них.

Игра продолжается семь ходов. В начале каждого из них игрок получает сообщение о том, как изменилась историческая ситуация с предыдущего хода. После этого игроку предлагается совершить действия по отношению к любым трем странам из восьми: он может объявлять войну, вводить торговое эмбарго и делать разные дипломатические предложения (в том числе предложение заключить союз).

Каждая страна может принять или не принять сделанное ей предложение — это зависит от ее отношения к России. Разные действия требуют разного уровня доверия.

Отношение к России оценено в условных единицах (от –5 до +5). Узнать его можно, отправив в нужную страну шпиона. За ход это можно сделать только один раз.

В начале игры отношение каждой страны к России обусловлено историческими причинами. По ходу игры оно меняется в зависимости от предложений, которые игрок делает как самой стране, так и ее друзьям и врагам. Это значит, что по ходу игры становятся возможными некоторые действия, невозможные в начале, — и наоборот.

Страна может разорвать союз с Россией в случае невыполнения игроком союзни­ческих обязательств. Чем больше военно-политических союзов будет у России на конец седьмого хода, тем более успешным можно считать прохождение игры.

Сюжет в игре

1755 год. Европа стоит на пороге войны: Англия соперничает с Францией за североамериканские колонии; у Австрии очень плохие отношения с Пруссией. Европейские страны ведут свою сложную дипломатическую игру — всем понятно, что в результате скорой войны баланс сил и государственные границы в Европе изменятся, и каждому важно найти себе правильных друзей, чтобы оказаться в итоге в числе победителей. России тоже необходимо срочно определить свою позицию в запутанных дипломатических отношениях.

"Вас неожиданно назначают новым главой дипломатической службы, невзирая на отсутствие у вас должного опыта, — предыдущий президент Коллегии иностранных дел, опытный канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, попал в немилость к государыне-императрице Елизавете Петровне. Теперь именно вы призваны упрочить положение России в Европе и сформировать устойчивый политический альянс в условиях Семилетней войны. Постарайтесь выяснить, с какими странами у нас есть общие интересы, и заключить как можно больше военно-политических союзов. Дерзайте, в ваших силах изменить ход истории!

NB: Раз ход истории зависит от вас, скорее всего, она пойдет не совсем тем путем, которым шла в действительности. Для того чтобы узнать, какое участие в Семилетней войне Россия принимала на самом деле, обратитесь к словарям, учебникам, научным статьям или монографиям. Учтите также, что никакие письма и сообщения, которые вы можете получить в ходе игры, не являются документальными".

Arzamas — просветительский проект, посвящённый истории культуры. The Calvert Journal называет Arzamas «одной из лидирующих российских платформ самообразования». Основа сайта — курсы по истории, литературе, искусству, антропологии, философии, о культуре и человеке.

Дзядко Филипп Викторович - Персона РФ
Филипп Дзядко, главный редактор просветительского проекта Arzamas
"Мы стараемся разговаривать с разными аудиториями. Ищем для каждой свой язык и свои формы подачи. Задача Arzamas – быть связным между гуманитарным ученым и публикой, которая, может, и не знает, что ей будет интересно услышать о досуге в средневековом городе, запахах Парижа в эпоху Реставрации или субкультуре гомосексуалов в дореволюционном Петербурге. Мы – переводчики уникальных знаний на доступный язык. То знание, которое Arzamas передает от ученого всем на свете, обладает невероятной силой – силой объединения тех, кого разделили социальные, возрастные, правовые, религиозные и прочие границы. Одна из причин, почему я занимаюсь популяризацией культуры, – разрушать границы, которые неумные и необразованные, неинтересные люди выстраивают. Говорить, что жизнь, красота и знание – это главные ценности".

Как победить в дипломатической игре

Игра о тонкостях международной политики времен Семилетней войны, написанная к теме урока «Внешняя политика России в середине XVIII века».

Поиграть в игру можно на сайте Arzamas.

Игроку предлагается попробовать себя в роли главы дипломатической службы России во время Семилетней войны. Основная задача — заключить как можно больше военно-политических союзов. При этом игрок может не всту­пать в ту коалицию, частью которой Россия стала в реальности: например, он может подружиться с Пруссией и объявить войну Австрии. Правда, предлагать союзы всем подряд не получится: чтобы достичь цели, нужно внимательно читать справки о государствах, учитывать постоянно меняющуюся международную ситуацию и продумывать дипло­матическую стратегию.

Игра посвящена одной из самых сложных тем — редкий школьник назовет участников Семилетней войны и ее предпосылки. Одна из причин такой ситуа­ции — крайне запутанная дипломатическая история этой войны. Игра призвана помочь разобраться, «кто есть кто» в Семилетней войне.

Суть игры

На карте Европы отмечены восемь стран, с которыми можно взаимодействовать в ходе игры. Задача игрока — заключить как можно больше военно-политических союзов с любыми из них.

Игра продолжается семь ходов. В начале каждого из них игрок получает сообщение о том, как изменилась историческая ситуация с предыдущего хода. После этого игроку предлагается совершить действия по отношению к любым трем странам из восьми: он может объявлять войну, вводить торговое эмбарго и делать разные дипломатические предложения (в том числе предложение заключить союз).

Каждая страна может принять или не принять сделанное ей предложение — это зависит от ее отношения к России. Разные действия требуют разного уровня доверия.

Отношение к России оценено в условных единицах (от –5 до +5). Узнать его можно, отправив в нужную страну шпиона. За ход это можно сделать только один раз.

В начале игры отношение каждой страны к России обусловлено историческими причинами. По ходу игры оно меняется в зависимости от предложений, которые игрок делает как самой стране, так и ее друзьям и врагам. Это значит, что по ходу игры становятся возможными некоторые действия, невозможные в начале, — и наоборот.

Страна может разорвать союз с Россией в случае невыполнения игроком союзни­ческих обязательств. Чем больше военно-политических союзов будет у России на конец седьмого хода, тем более успешным можно считать прохождение игры.

Сюжет в игре

1755 год. Европа стоит на пороге войны: Англия соперничает с Францией за североамериканские колонии; у Австрии очень плохие отношения с Пруссией. Европейские страны ведут свою сложную дипломатическую игру — всем понятно, что в результате скорой войны баланс сил и государственные границы в Европе изменятся, и каждому важно найти себе правильных друзей, чтобы оказаться в итоге в числе победителей. России тоже необходимо срочно определить свою позицию в запутанных дипломатических отношениях.

"Вас неожиданно назначают новым главой дипломатической службы, невзирая на отсутствие у вас должного опыта, — предыдущий президент Коллегии иностранных дел, опытный канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, попал в немилость к государыне-императрице Елизавете Петровне. Теперь именно вы призваны упрочить положение России в Европе и сформировать устойчивый политический альянс в условиях Семилетней войны. Постарайтесь выяснить, с какими странами у нас есть общие интересы, и заключить как можно больше военно-политических союзов. Дерзайте, в ваших силах изменить ход истории!

NB: Раз ход истории зависит от вас, скорее всего, она пойдет не совсем тем путем, которым шла в действительности. Для того чтобы узнать, какое участие в Семилетней войне Россия принимала на самом деле, обратитесь к словарям, учебникам, научным статьям или монографиям. Учтите также, что никакие письма и сообщения, которые вы можете получить в ходе игры, не являются документальными".

Используемые механики

Визуализация последствий
Отображение последствий действий пользователя в прошлом или будущем
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
No items found.

Как спорить об истории

Симуляция дебатов о петровских реформах к завершающему уроку из блока «Россия в эпоху преобразований Петра I».

Поиграть в игру можно на сайте Arzamas.

В этой игре можно не только вступить в дискуссию с компьютером, но и переспорить его. Ученику предлагаются 5 тезисов и по 8–10 аргументов к каждому из них, задача — выбрать из аргументов те, которые опровергают тезисы. В качестве аргументов выступают исторические факты и фрагменты источников.

Одна из самых больших проблем для школьников — поиск аргументов для подтверждения или опровержения тех или иных тезисов (проверке этого навыка посвящена часть заданий ЕГЭ по истории). Эта игра призвана научить работать с аргументацией. Вторая ее цель — научить школьников интерпре­тировать исторические тексты: чтобы оценить некоторые аргументы игры, нужно не только прочитать источники, но и произвести их анализ.

Игра состоит из пяти раундов. В каждом раунде компьютер выдвигает один тезис — а игрок должен опровергнуть его, используя один или несколько из предлагаемых аргументов. В начале каждого раунда перед игроком есть 5 карточек с аргументами на выбор. Они могут содержать цитаты из источников, известные исторические факты или некоторые общие наблюдения. Игрок может выбрать от 1 до 5 кар­точек. Чтобы это сделать, нужно поставить на них галочку. Некоторые (или все) из предложенных аргументов могут быть слабыми или вообще не относиться к теме спора. Убрать карточку с аргументом и взять новую можно, нажав на крестик в правом верхнем углу карточки. За каждую смену карточки с игрока снимается 5 очков.

Изначально у игрока есть 50 очков. За хорошие аргументы игрок получает очки, за плохие — теряет. При этом если в одном раунде игрок выбрал и хорошие аргументы, и плохие, то за хорошие он очков не получает — плохие аргументы их обесценивают. Игрок считается проигравшим, если в конце какого-то раунда у него не остается очков.

Важно понимать, что утверждения, с которыми предлагается поспорить игроку, всегда спорные, но не обязательно неверные.

Играть в эту игру можно на любом уроке, посвященном Петровской эпохе: для успеха важны не столько конкретные исторические знания, сколько здравый смысл. Играть будет легче и полезнее, когда основные темы уже изучены и полученные знания нужно осмыслить и закрепить.

Дзядко Филипп Викторович - Персона РФ
Филипп Дзядко, главный редактор просветительского проекта Arzamas
"Неожиданно оказалось, что не только курсы, но и вспомогательные материалы вызывают живой отклик у людей. Тех, кому все это интересно, гораздо больше, чем мы предполагали. Сейчас среднее число уников в месяц – 800 тысяч человек. Так, за три с половиной года своего существования из затеи сделать необыкновенный музей гуманитарных знаний Arzamas превратился в медиа об истории культуры в разнообразных формах".

Используемые механики

Визуализация последствий
Отображение последствий действий пользователя в прошлом или будущем
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
No items found.

Переживи все революции

Интерактивный квест по истории Франции, сделана к курсу "Повседневная жизнь Парижа".

Поиграть в игру можно на сайте Arzamas.

Игра состоит из 13 вопросов. Игрок видит картинку и описательный текст ситуации, в которой он как бы сейчас находится. В каждом шаге игроку нужно выбрать свои дальнейшие действия.

После выбора включается счетчик, который показывает вероятность смерти (завершение игры) исходя из выбранного варианта.

Если вероятность смерти высокая, то игрок погибает и игра завершается. Если небольшая, то игрок выживает и проходит дальше. Количество попыток не ограничено.

Используемые механики

Визуализация последствий
Отображение последствий действий пользователя в прошлом или будущем
Обучающая мини-игра
Игровые тренажеры для отработки навыков и закрепления знаний
Накопление баллов
Отображение прогресса пользователя через накопление баллов или других игровых элементов.
No items found.

Автор статьи: Илья Курылев

Источники: arzamas.academy, culturepartnership.eu

Карта сайта