Перед нами самый редкий вид геймификации – это настольная обучающая игра. В принципе, история бизнес-симуляций начинается еще до появления онлайн-продуктов. В то время она еще не считалась геймификацией, но сейчас, очевидно, настольные игры принимают все больше из геймификации и компьютерных игр: визуализация похожа на стратегическую игру, карточки-ресурсы, фишки и отображение прогресса на физической бумажной шкале.
Здесь интересно то, что по сути стратегическая настольная игра, которых много, симулирует достаточно точно глобальную индустрию нефтедобычи. И это, возможно, единственный способ более-менее реалистично ощутить себя в роли управляющего нефтегазовой компанией. Мне кажется, такие игры важны для студентов, чтобы воспринимать ту область, в которой им предстоит работать, не просто через видеоролики, но и через интерактив. Потому что только так можно ощутить, насколько это глобальная, сложная, интересная сфера, как важно там строить стратегию и продумывать на будущее развитие компании, вкладывать ресурсы в исследования, а не просто заниматься “торговлей нефтью”.
Большинство брендов такой проект делать не будут, так как в оффлайн играх аудитория очевидно в разы, даже в десятки раз меньше, чем у онлайн геймификации. Но для самих вузов это довольно интересный проект, который к тому же придумать, разработать и использовать могут сами студенты. Я рекомендую вузам предлагать подобные проекты своим учащимся, потому что в процессе разработки такой игры студенты поймут еще намного больше, чем в процессе игры. Это хороший способ поддержать самых увлеченных, ведь у них в итоге на руках окажется реальный результат — игра, с которой они могут вовлечь всю свою группу, а то и устроить чемпионат на весь вуз между разными потоками.
Илья Курылев, эксперт в области геймификации, CEO студии Gamification Now!
Томский политехнический университет (ТПУ) – исторически четвертый технический вуз в России и первый в ее азиатской части.
«Основная образовательная цель – сформировать понимание того, как крупные нефтегазовые компании добиваются устойчивого развития бизнеса в условиях неопределенности и нестабильности, познакомить с разнообразием продуктов, производимых из нефти и газа, способами использования и утилизации попутного газа» – Арина Портнягина, архитектор игры
Сотрудники Центра Хериот-Ватт Томского политеха разработали настольную игру о поиске бизнес-возможностей в нефтегазовой индустрии. Игра реализована в жанре стратегии, где каждая команда получает карту региона с населенными пунктами и промышленными объектами. Участникам необходимо выбрать на этой карте самое перспективное новое месторождение для разработки, а также запланировать дополнительные опции для диверсификации бизнеса компании. При этом каждая бизнес-опция связана с определенными доходами и расходами, а также помогает утилизировать добываемый попутный газ.
Игрокам предлагают погрузиться в процесс управления собственной нефтяной компанией. Им предстоит принимать реальные бизнес-решения, сталкиваться с вызовами и искать нестандартные пути развития.
В игре несколько партий. Каждая их них начинается с того, что игроки получают случайную карту региона с населёнными пунктами, промышленными объектами и потенциальными месторождениями. А также набор целей для него.
Примеры задач для региона:
и др.
У команды имеется набор доступных бизнес-опций, и выбор среди них формирует основу стратегии. Игрокам необходимо принимать решения, напрямую определяющие успех компании: например, выбирать месторождение для разработки, распределять ресурсы и решать, как утилизировать газ для снижения экологического ущерба.
Игроки выбирают из набора стратегических опций для развития компании. Примеры опций:
Каждая опция имеет финансовые последствия (доходы/расходы) и влияет на экологический баланс (особенно утилизация попутного газа). Игрокам важно соблюдать баланс между доходами, затратами и экологией — все эти показатели фиксируются игровым трекером.
Пример карточки бизнес-опции, "Переработка попутного газа":
В ходе игры возникают случайные события (например, колебания рынка или геополитические сдвиги), которые могут упростить или усложнить процесс, добавляя непредсказуемости и уникальности каждой сессии. Благодаря этим особенностям "Нефтерра" становится обучающим инструментом, позволяющим глубже понять нефтегазовую отрасль и на практике оценить разнообразие стратегий для достижения целей в этом бизнесе
Шаг 1: Выбор месторождения на карте — оценивается потенциал, риски и логистика.
Шаг 2: Распределение ресурсов — инвестиции в добычу, экологические технологии или новые бизнес-направления.
Шаг 3: Реакция на события — например, изменение рыночных цен или геополитические кризисы (вводят элемент случайности).
Успех определяется балансом трёх показателей: прибыль, затраты, экологическое воздействие. Показатели отслеживаются на игровом трекере (специальное поле/таблица).
«Геймификация – это ключевой тренд в современном образовании. Он подходит как для студентов, так и для действующих специалистов индустрии. «Нефтерра» знакомит с ролью нефти и газа в производстве разнообразных продуктов и материалов, а также с решениями, которые принимают нефтегазовые компании для увеличения прибыли через различные бизнес-инициативы» – Константин Максютин, один из авторов игры